Ребенок учится тому, что видит у себя в дому
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм его поведения. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние детского сада, школы и улицы. Следовательно, от микроклимата в семье, духовного и физического развития в ней детей в наибольшей степени зависит успешность развития ребёнка. Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
Семья - школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве - положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица.
Всё это своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем становлении личности человека. Будет ли первоначальный опыт общения ребёнка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе.
- Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма.
- Если же ребёнок не получает необходимого внимания, ласки, понимания, он может начать добиваться этого, используя разные способы, в том числе упрямство, капризы.
- Там, где ребёнок равноправный член семьи, причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной позиции.
Детей учит то, что их окружает...
Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребенка часто жюрят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их.» Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
♦ любовь умиления,
♦ любовь деспотическая,
♦ любовь откупа.
Любовь умиления - это самое печальное, что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда напрашиваются слова -куриная любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребенка, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.
Любовь умиления развращает душу ребенка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям; принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца', хулигана: все, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное - мое желание. Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления - эгоист, как говорится, до мозга костей. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери, отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям уже тем, что он живет на свете, существует.
Дети - радость нашей жизни, мы живем и трудимся во имя счастья детей. Все это - бесспорные истины. Но говорить об этом детям, устраивать инсценировки, подчеркивающие эту мысль. - Это значит развращать детей.
Любовь деспотическая
Есть еще разновидность неразумной, инстинктивной родительской любви. Это любовь деспотическая.
Гнусный деспотизм невежественных родителей - это одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков, маленький человек ожесточается.
Был сын маленьким мальчиком - был добрым, сговорчивым, послушным; стал подростком - стал грубым, своенравным. Почему это так происходит?
Причина этого явления в неумении родителей пользоваться своей властью над ребёнком, в превращении родителей в злую силу, подавляющую волю сына или дочери. Родительская власть должна одухотворять внутренние силы ребенка, и с тончайшим своим инструментом родительской властью - надо подойти к ребенку так, - чтобы не сломать этого еще нетвердого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие - неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдет самое тревожное, что может произойти в душе ребенка.
Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрость родительской власти в деспотическое самодурство, не сломайте человеческого желания вашего ребенка быть хорошим. Помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа, явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и наркомании часто стоят не любящие своих детей родители.
Любовь откупа
Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа.
Есть отцы, искренне убежденные в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров, у него есть все учебники и наглядные пособия — что же вам еще надо?
Материальными затратами, считают такие отцы, можно измерить родительскую любовь, на худой конец откупиться...
Мы имеем дело с небольшим числом отцов - людей, страдающих неизлечимым пороком - нравственно-эмоциональной толстокожестью. По существу, они не знают, что такое родительская любовь. Почему речь идет, прежде всего, об отцах? Потому что среди матерей, связанных с детьми узами духовной общности, таких людей почти нет. Нравственно-эмоциональная толстокожесть, бездушное отношение к своим детям -далеко не всегда результат низкого уровня образования отца. Это результат порочного взгляда на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей.
Если в такой семье мать не уделяет достаточного внимания детям, если она не стала центром духовной жизни детей - их окружает атмосфера духовной пустоты убожества. Они живут среди людей и не знают людей - вот что наиболее опасно в таких семьях: их сердцам совершенно незнакомы в недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего, как участливость, сострадание, милосердие. Они могут вырасти эмоционально невежественными людьми.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми?
Учить ребенка видеть и понимать людей - это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.
Дети - наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями, просто случайными людьми. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим непременно оставят след в поведении и мироощущении ребенка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или не хотим. (Миллер В.С.)
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.....»
Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них всё то, чему их учит. Там где аббат не враг вина, Вся братия пьяным — пьяна. Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец. Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе. И за слова…Легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом. Себастьян Брант
Тест для родителей «Какие мы родители" Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.
- Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
- Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
- Если ребенок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
- Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
- Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
- Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
- Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
- Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
- Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем –либо своего ребенка?
- Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа «У меня нет времени» или «Подождите, пока я закончу работу»? Ключ к тесту. За каждый положительный ответ припишите себе 2 балла, за ответ «иногда» и за отрицательный – 0 баллов. Менее 6 баллов. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И, хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая заняться повышением своего образования в этой области. От 7 до 14 баллов. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят. Более 15 баллов. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее, не удастся ли ещё кое-что немного улучшить?