Республиканский инновационный проект

Сетевой проект "Как прыгнуть выше себя?"

Внедрение комплекса цифровых ресурсов непрерывного профессионального развития воспитателей дошкольного образования в условиях взаимодействия учреждений образования

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24.07.2020 № 565 "Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году" с сентября 2020 по май 2023 года наше учреждение дошкольного образования участвует в инновационном проекте 

«Внедрение комплекса цифровых ресурсов непрерывного профессионального развития воспитателей дошкольного образования в условиях взаимодействия учреждений образования». 

Руководитель проекта: 

Козловская Светлана Михайловна, заведующий ГУО "Детский сад №36 г. Новополоцка"

Консультанты проекта: 

Тарусова Людмила Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор ГУО "Академия последипломного образования"

Дзюба Ирина Александровна, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по учебной работе ГУО "Академия последипломного образования"

Шашок Валентина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ГУО "Академия последипломного образования" 

Цель инновационного проекта:

Повысить качество дополнительного образования и самообразования воспитателей дошкольного образования на основе комплексного внедрения в образовательный процесс учреждений образований региона (Республики) и методическую работу современных цифровых ресурсов.

Задачи:

1. Описать и реализовать механизм применения Комплекса цифровых ресурсов непрерывного профессионального развития воспитателей ДО в условиях взаимодействия учреждений образования региона /республики (учреждение ДО / региональный ИРО / Академия).

2. Разработать и реализовать научно-методическое и организационное сопровождение (мероприятия, инструкции и др.) процесса внедрения Комплекса цифровых ресурсов непрерывного профессионального развития воспитателей ДО в условиях взаимодействия учреждений образования на уровне региона/республики.

3. Внедрить в образовательный процесс учреждений образования, методическую работу в регионах, в самообразование педагогических работников Комплекс созданных и апробированных цифровых ресурсов (информационный ресурс «Диагностика профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования» (гос. регистрация № 1141918192); ресурс открытого доступа «Пробное компьютерное тестирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования»; дистанционный учебный курс в электронной среде обучения Академии «Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в процессе аттестации» для сетевого взаимодействия Академии, ИРО, учреждений ДО и индивидуальных пользователей).

4. Модернизировать содержание и расширить возможности Комплекса за счет использования цифровых ресурсов, соответствующих современным запросам образовательной практики непрерывного профессионального развития воспитателей ДО и научно-методологическим требованиям.

5. Обеспечить научно-методическое сопровождение инновационной деятельности на всех этапах реализации проекта (Академия – ИРО – учреждения ДО).

6. Провести мониторинг результатов инновационной деятельности, систематизировать и обобщить полученные материалы.

7. Разработать методические рекомендации по реализации механизма применения цифровых ресурсов непрерывного профессионального развития воспитателей ДО в условиях взаимодействия учреждений образования региона/республики.

свернуть

Статья. СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья вошла с сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты, которая состоялась 25 ноября 2022 года
развернуть

 

Посмотреть сборник материалов

С.Д.Удодова (Новополоцк, Республика Беларусь)

 

СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Проблема развития профессионализма педагогов, их профессиональной компетентности является важной и значимой задачей для общественности, органов государственной власти, детей, законных представителей воспитанников и всех субъектов образовательного процесса. Развитие кадрового потенциала становится целью современной системы образования, её трансформации и модернизации [1].

Мотивация к постоянному улучшению своей профессиональной деятельности, реализация образовательных услуг на максимально высоком уровне, инновационной деятельности, готовность к педагогическому саморазвитию, эффективному использованию творческого потенциала в решении профессиональных задач, фасилитации педагогического процесса, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников должны стать детерминантами профессионального роста воспитателя дошкольного образования, его личными потребностями и смыслами.

Компетентность современного воспитателя дошкольного образования во многом определяется теоретической, научной «подкованностью», знанием методики дошкольного воспитания, наряду с общекультурной, гуманистической направленностью его личности, хорошей ориентацией в современной жизни. От личности сегодня требуется хорошая самоорганизация, творческий подход к любой деятельности, сензитивность, практичность, эстетичность, порядочность, эрудированность, трудолюбие, увлеченность. Только при обладании такими качествами человек может успешно адаптироваться в современном технологичном, информационном, динамичном мире. Все эти качества не сформируются сами по себе. Их нужно культивировать, развивать и сделать это могут только педагоги, сами владеющие таким набором характерологических черт.

В условиях широкого проникновения компьютерной техники и информационных технологий в сферу образования и необходимости повышения квалификации между плановыми курсами важной формой повышения компетенций педагогов становится самообразование через участие в сетевых мероприятиях: вебинарах, дистанционных курсах, тренингах и мастер-классах [2].

Сегодня в современном мире существует возможность быстрого получения необходимой информации, что является неоспоримым плюсом, универсальным ресурсом для решения любой проблемы. Появление сетевых сервисов нового поколения расширяет возможности проектного обучения в традиционном и дистанционном образовании, делает реализацию принципов новой педагогики более эффективной [3].

Участие педагогов в сетевых проектах является результативной формой повышения квалификации, так как позволяет определить стратегии саморазвития, способствует совершенствованию навыков продуктивного сотрудничества, повышению информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры. Информационный ресурс необходимо использовать для повышения профессионального роста воспитателей дошкольного образования.

Одним из эффективных способов приобретения такого роста, а значит и неформального повышения квалификации, являются сетевые проекты, которые способствуют развитию у педагогических работников компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности, в том числе, ИТ- компетенций, навыков сетевого взаимодействия.

В сетевом режиме все большую популярность приобретают международные телекоммуникационные образовательные проекты, основу которых составляет совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность педагогов-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Для развития компетенций, определения способа мотивации при модернизации маршрутов самообразования педагогических работников создан сетевой проект «Как прыгнуть выше себя?».

Чарлз Роберт Дарвин, английский натуралист и путешественник, сказал, что «невежество чаще рождает уверенность, нежели знание». Другими словами, чем педагоги более некомпетентны, тем меньше сомневаемся в собственных способностях. Как им разглядеть свой потолок и перестать мучить себя задачами не по зубам? Или, наоборот, стоит завышать планку и прыгать всё выше и выше? Ответ на этот вопрос для себя смогут найти воспитатели дошкольного образования в ходе реализации проекта.

Проект рассчитан на 7 недель и состоит из 3 этапов. При необходимости длительность работы над этапами можно изменять, с учётом уровня интернет пользователя участников. Выполнение заданий этапов носит, преимущественно, индивидуальный характер.

На этапе 1 в качестве предмета исследования выступает мотивация. Участники изучают проблему мотивации, условия формирования мотивации деятельности педагогов, при которой должна обеспечиваться эффективность функционирования учреждения дошкольного образования. Таким образом, участники приходят к выводу, что развитие у воспитателей дошкольного образования мотивации к профессиональному саморазвитию требует определённых управленческих подходов и работы со всем педагогическим коллективом одновременно. В качестве такого подхода рассматривается взаимосвязь темперамента и мотивации. По результатам изучения статьи «Мотивация и темперамент» участники проекта, пройдя один или несколько предложенных тестов на определение своего психотипа, определяют для себя условия реализации мотиваторов в системе повышения квалификации. Продуктом совместной деятельности в реализации данного этапа является цифровой сборник конспектов мотивирующих тренингов и упражнений.

На этапе 2 предметом исследования становится профессиональная компетентность, её определение, составляющие и проблема оценки уровня профессиональной компетенции воспитателя дошкольного образования. В этой связи участники проекта работают с цифровым ресурсом «Диагностика профессиональной компетенции воспитателя» с составлением таблицы полученных собственных результатов и рекомендаций для восстановления недостающих знаний методики дошкольного образования. Заполненная таблица должна стать одним из компонентов продукта третьего этапа сетевого проекта «Как прыгнуть выше себя?».

На этапе 3 участники разрабатывают траекторию собственного развития. В качестве конструктора предлагается использовать метод портфолио. Каждый участник апробации создавал собственное портфолио «Мой профайл» в одном из предложенных сервисов Web 2.0 с опорой на бланк самооценки портфолио.

На заключительном этапе подводятся результаты работы в проекте. В качестве итогового продукта участники апробации разместили на онлайн доске впечатлений свои резюме с ответом на вопрос что нужно сделать, чтобы прыгнуть выше себя. В качестве рефлексии предлагается решить кроссворд, ответы на вопросы которого являются определениями ключевых позиций в работе по повышению квалификации. Анализ итоговых анкет показал, что участники освоили такие сервисы Web 2.0, как Google Docs, Canva, Padlet, Calameo, Genially, Wix, которые в дальнейшем начали применяться в реализации образовательной деятельности. По результатам анализа апробации у педагогов выделилось чёткое представление своего профессионального развития, способствующее мотивации самообразования и рефлексии своей деятельности.

Сетевой проект «Как прыгнуть выше себя?» можно использовать в условиях одного или нескольких учреждений дошкольного образования одновременно, включая в систему организационно-методической работы повышения квалификации педагогов в межкурсовой период или в условиях подготовки к аттестации на повышения квалификационной категории. Данный цифровой ресурс предоставляет возможность создания условий непрерывного профессионального повышения квалификации педагогов, что является целью целостной системы методической работы учреждения дошкольного образования. При реализации такого подхода возможно выполнить требования по достижению высокого уровня качества современного дошкольного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/rc2ni. – Дата доступа: 21.06.2022.
  2. Г.О. Ганченко. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального образования / Г.О. Ганченко // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 4.
  3. Л.В. Воробьёва, Н.П. Макарова. Сетевые образовательные проекты как перспективное направление современного дизайн-образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/rbyDq. – Дата доступа: 21.06.2022.

 

свернуть

Статья. СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья вошла в сборник материалов V Международной неоконференции "Баркемп ByProject 2022"
развернуть

 

Смотреть сборник

 

СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Д.Удодова

 

В данной статье рассматривается опыт работы над сетевым проектом «Как прыгнуть выше себя?» в рамках Международного образовательного марафона «Купаловские проекты». Раскрывается эффективность использования проектного метода в системе повышения квалификации воспитателей дошкольного образования учреждений дошкольного образования. Представлены результаты апробации проекта «Как прыгнуть выше себя?».

 

Проблема развития профессионализма педагогов, их профессиональной компетентности является важной и значимой задачей для общественности, органов государственной власти, детей, законных представителей воспитанников и всех субъектов образовательного процесса. Развитие кадрового потенциала становится целью современной системы образования, её трансформации и модернизации [1].

Образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает существенные изменения квалификационных критериев к профессионально-педагогической компетентности воспитателей, к личностным и деятельностным, социальным и нравственным характеристикам их работы. Мотивация к постоянному улучшению своей профессиональной деятельности, реализация образовательных услуг на максимально высоком уровне, инновационной деятельности, готовность к педагогическому саморазвитию, эффективному использованию творческого потенциала в решении профессиональных задач, фасилитации педагогического процесса, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников должны стать детерминантами профессионального роста воспитателя дошкольного образования, его личными потребностями и смыслами.

Компетентность современного воспитателя во многом определяется теоретической, научной «подкованностью», знанием методики дошкольного воспитания, наряду с общекультурной, гуманистической направленностью его личности, хорошей ориентацией в современной жизни. От личности сегодня требуется хорошая самоорганизация, творческий подход к любой деятельности, сензитивность, практичность, эстетичность, порядочность, эрудированность, трудолюбие, увлеченность. Только при обладании такими качествами человек может успешно адаптироваться в современном технологичном, информационном, динамичном мире.

Все эти качества не сформируются сами по себе. Их нужно культивировать, развивать и сделать это могут только педагоги, сами владеющие таким набором характерологических черт. В условиях широкого проникновения компьютерной техники и информационных технологий в сферу образования и необходимости повышения квалификации между плановыми курсами важной формой повышения компетенций педагогов становится самообразование через участие в сетевых мероприятиях: вебинарах, дистанционных курсах, тренингах и мастер-классах [2].

Таким образом, роль самообразования является важнейшим элементом системы повышения профессиональной компетентности педагогов. Сегодня в современном мире существует возможность быстрого получения необходимой информации, что является неоспоримым плюсом, универсальным ресурсом для решения любой проблемы. Появление сетевых сервисов нового поколения расширяет возможности проектного обучения в традиционном и дистанционном образовании, делает реализацию принципов новой педагогики более эффективной [3]. Поэтому, информационный ресурс необходимо использовать в профессиональном росте любого педагога, в том числе и воспитателя дошкольного образования.

Одним из эффективных способов приобретения такого роста, а значит и неформального повышения квалификации, являются, на мой взгляд, сетевые проекты.

В сетевом режиме все большую популярность приобретают международные телекоммуникационные образовательные проекты, основу которых составляет совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Однако, сетевое проектирование, как управленческая технология осуществления системных инноваций прямо ориентированное на проектирование перспектив развития субъектов инновационной деятельности, в системе дошкольного образования пока недостаточно развита.

Сетевой проект «Как прыгнуть выше себя?» Чарлз Роберт Дарвин, английский натуралист и путешественник, сказал, что «невежество чаще рождает уверенность, нежели знание». Другими словами, чем педагоги более некомпетентны, тем меньше сомневаемся в собственных способностях. Как им разглядеть свой потолок и перестать мучить себя задачами не по зубам? Или, наоборот, стоит завышать планку и прыгать всё выше и выше? Ответ на этот вопрос для себя смогут найти воспитатели дошкольного образования в ходе реализации проекта.

Цель проекта

Повышение профессионального уровня воспитателей дошкольного образования, достаточного для прохождения аттестации педагогических работников.

Задачи проекта

Определение способа мотивации воспитателя дошкольного образования. Освоение электронных тестовых заданий профессиональной компетенции воспитателей дошкольного образования для определения уровня компетенций «Пробное компьютерное тестирование». Конструирование маршрута самообразования.

В результате апробации проекта были созданы личное портфолио воспитателя дошкольного образования «Мой профайл», сборник мотивирующих тренингов, онлайн доска личных впечатлений.

Проект ориентирован на создание условий для формирования следующих компетенций, знаний и умений:

ответственное отношение к выполнению заданий, умение планировать свою деятельность, готовность и способность к самообразованию, повышение уровня мотивированности;

умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, владение контролем и самооценкой, развитие умений использовать сервисы Web 2.0, знание методики преподавания.

Проект рассчитан на 7 недель и состоит из 3 этапов. При необходимости длительность работы над этапами можно изменять, с учётом уровня интернет пользователя участников. Выполнение заданий этапов носит, преимущественно, индивидуальный характер.

На этапе 1 в качестве предмета исследования выступает мотивация. Участники изучают проблему мотивации, условия формирования мотивации деятельности педагогов, при которой должна обеспечиваться эффективность функционирования учреждения дошкольного образования. Таким образом, участники приходят к выводу, что развитие у воспитателей дошкольного образования мотивации к профессиональному саморазвитию требует определённых управленческих подходов и работы со всем педагогическим коллективом одновременно. В качестве такого подхода рассматривается взаимосвязь темперамента и мотивации. По результатам изучения статьи «Мотивация и темперамент» участники проекта, пройдя один или несколько предложенных тестов на определение своего психотипа, определяют для себя условия реализации мотиваторов в системе повышения квалификации. Продуктом совместной деятельности в реализации данного этапа является цифровой сборник конспектов мотивирующих тренингов и упражнений.

На этапе 2 предметом исследования становится профессиональная компетентность, её определение, составляющие и проблема оценки уровня профессиональной компетенции воспитателя дошкольного образования. В этой связи участники проекта работают с цифровым ресурсом «Диагностика профессиональной компетенции воспитателя» с составлением таблицы полученных собственных результатов и рекомендаций для восстановления недостающих знаний методики дошкольного образования. Заполненная таблица должна стать одним из компонентов продукта третьего этапа сетевого проекта «Как прыгнуть выше себя?».

На этапе 3 участники разрабатывают траекторию собственного развития. В качестве конструктора предлагается использовать метод портфолио. Каждый участник апробации создавал собственное портфолио «Мой профайл» в одном из предложенных сервисов Web 2.0 с опорой на бланк самооценки портфолио.

На заключительном этапе подводятся результаты работы в проекте. В качестве итогового продукта участники апробации разместили на онлайн доске впечатлений свои резюме с ответом на вопрос что нужно сделать, чтобы прыгнуть выше себя. В качестве рефлексии предлагается решить кроссворд, ответы на вопросы которого являются определениями ключевых позиций в работе по повышению квалификации. Анализ итоговых анкет показал, что участники освоили такие сервисы Web 2.0, как Google Docs, Canva, Padlet, Calameo, Genially, Wix, которые в дальнейшем начали применяться в реализации образовательной деятельности. По результатам анализа апробации у педагогов выделилось чёткое представление своего профессионального развития, способствующее мотивации самообразования и рефлексии своей деятельности.

Заключение

Сетевой проект «Как прыгнуть выше себя?» можно использовать в условиях одного или нескольких учреждений дошкольного образования одновременно, включая в систему организационно-методической работы повышения квалификации педагогов в межкурсовой период или в условиях подготовки к аттестации на повышения квалификационной категории. Данный цифровой ресурс предоставляет возможность создания условий непрерывного профессионального повышения квалификации педагогов, что является целью целостной системы методической работы учреждения дошкольного образования. При реализации такого подхода возможно выполнить требования по достижению высокого уровня качества современного дошкольного образования.

 

Список литературы

 

  1. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/rc2ni. – Дата доступа: 21.06.2022.
  2. Г.О. Ганченко. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального образования / Г.О. Ганченко // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 4.
  3. Л. В. Воробьёва, Н.П. Макарова. Сетевые образовательные проекты как перспективное направление современного дизайн-образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/rbyDq. – Дата доступа: 21.06.2022.

 

Удодова Светлана Дмитриевна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №36 г.Новополоцка», sviatlana.udodava@gmail.com

свернуть

Статья. СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья вошла в сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы», 03.11.2022 г.:
развернуть

 

УДК 371

КОЗЛОВСКАЯ СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА

Заведующий

Государственное учреждение образования «Ясли-сад №36 г. Новополоцка»

г. Новополоцк, Витебская область, Республика Беларусь        

СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается опыт работы над сетевым проектом «Как прыгнуть выше себя?» Раскрывается эффективность использования проектного метода в системе повышения квалификации воспитателей дошкольного образования учреждений дошкольного образования. Представлены результаты апробации проекта «Как прыгнуть выше себя?».

Ключевые слова: воспитатель дошкольного образования; самообразование; профессиональная компетентность; сетевое взаимодействие; сетевой проект.

 

Проблема развития профессионализма педагогов, их профессиональной компетентности является важной и значимой задачей для общественности, органов государственной власти, детей, законных представителей воспитанников и всех субъектов образовательного процесса. Развитие кадрового потенциала становится целью современной системы образования, её трансформации и модернизации [1].

Образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает существенные изменения квалификационных критериев к профессионально-педагогической компетентности воспитателей дошкольного образования, к личностным и деятельностным, социальным и нравственным характеристикам их работы.

Мотивация к постоянному улучшению своей профессиональной деятельности, реализация образовательных услуг на максимально высоком уровне, инновационной деятельности, готовность к педагогическому саморазвитию, эффективному использованию творческого потенциала в решении профессиональных задач, фасилитации педагогического процесса, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников должны стать детерминантами профессионального роста воспитателя дошкольного образования, его личными потребностями и смыслами.

Компетентность современного воспитателя дошкольного образования во многом определяется теоретической, научной «подкованностью», знанием методики дошкольного воспитания, наряду с общекультурной, гуманистической направленностью его личности, хорошей ориентацией в современной жизни. От личности сегодня требуется хорошая самоорганизация, творческий подход к любой деятельности, сензитивность, практичность, эстетичность, порядочность, эрудированность, трудолюбие, увлеченность. Только при обладании такими качествами человек может успешно адаптироваться в современном технологичном, информационном, динамичном мире. Все эти качества не сформируются сами по себе. Их нужно культивировать, развивать и сделать это могут только педагоги, сами владеющие таким набором характерологических черт.

В условиях широкого проникновения компьютерной техники и информационных технологий в сферу образования и необходимости повышения квалификации между плановыми курсами важной формой повышения компетенций педагогов становится самообразование через участие в сетевых мероприятиях: вебинарах, дистанционных курсах, тренингах и мастер-классах [2].

Сегодня в современном мире существует возможность быстрого получения необходимой информации, что является неоспоримым плюсом, универсальным ресурсом для решения любой проблемы. Появление сетевых сервисов нового поколения расширяет возможности проектного обучения в традиционном и дистанционном образовании, делает реализацию принципов новой педагогики более эффективной [3].

Участие педагогов в сетевых проектах является результативной формой повышения квалификации, так как позволяет определить стратегии саморазвития, способствует совершенствованию навыков продуктивного сотрудничества, повышению информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры. Информационный ресурс необходимо использовать для повышения профессионального роста воспитателей дошкольного образования.

Одним из эффективных способов приобретения такого роста, а значит и неформального повышения квалификации, являются сетевые проекты, которые способствуют развитию у педагогических работников компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности, в том числе, ИТ- компетенций, навыков сетевого взаимодействия.

В сетевом режиме все большую популярность приобретают международные телекоммуникационные образовательные проекты, основу которых составляет совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность педагогов-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Для развития компетенций, определения способа мотивации при модернизации маршрутов самообразования педагогических работников создан сетевой проект «Как прыгнуть выше себя?».

Чарлз Роберт Дарвин, английский натуралист и путешественник, сказал, что «невежество чаще рождает уверенность, нежели знание». Другими словами, чем педагоги более некомпетентны, тем меньше сомневаемся в собственных способностях. Как им разглядеть свой потолок и перестать мучить себя задачами не по зубам? Или, наоборот, стоит завышать планку и прыгать всё выше и выше? Ответ на этот вопрос для себя смогут найти воспитатели дошкольного образования в ходе реализации проекта.

В результате апробации проекта были созданы: личное портфолио воспитателя дошкольного образования «Мой профайл», сборник мотивирующих тренингов, онлайн доска личных впечатлений. Проект ориентирован на создание условий для формирования следующих компетенций, знаний и умений:

- ответственное отношение к выполнению заданий, умение планировать свою деятельность, готовность и способность к самообразованию, повышение уровня мотивированности;

- умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, владение контролем и самооценкой, развитие умений использовать сервисы Web 2.0, знание методики преподавания.

Проект рассчитан на 7 недель и состоит из 3 этапов. При необходимости длительность работы над этапами можно изменять, с учётом уровня интернет пользователя участников. Выполнение заданий этапов носит, преимущественно, индивидуальный характер.

На этапе 1 в качестве предмета исследования выступает мотивация. Участники изучают проблему мотивации, условия формирования мотивации деятельности педагогов, при которой должна обеспечиваться эффективность функционирования учреждения дошкольного образования. Таким образом, участники приходят к выводу, что развитие у воспитателей дошкольного образования мотивации к профессиональному саморазвитию требует определённых управленческих подходов и работы со всем педагогическим коллективом одновременно. В качестве такого подхода рассматривается взаимосвязь темперамента и мотивации. По результатам изучения статьи «Мотивация и темперамент» участники проекта, пройдя один или несколько предложенных тестов на определение своего психотипа, определяют для себя условия реализации мотиваторов в системе повышения квалификации. Продуктом совместной деятельности в реализации данного этапа является цифровой сборник конспектов мотивирующих тренингов и упражнений.

На этапе 2 предметом исследования становится профессиональная компетентность, её определение, составляющие и проблема оценки уровня профессиональной компетенции воспитателя дошкольного образования. В этой связи участники проекта работают с цифровым ресурсом «Диагностика профессиональной компетенции воспитателя» с составлением таблицы полученных собственных результатов и рекомендаций для восстановления недостающих знаний методики дошкольного образования. Заполненная таблица должна стать одним из компонентов продукта третьего этапа сетевого проекта «Как прыгнуть выше себя?».

На этапе 3 участники разрабатывают траекторию собственного развития. В качестве конструктора предлагается использовать метод портфолио. Каждый участник апробации создавал собственное портфолио «Мой профайл» в одном из предложенных сервисов Web 2.0 с опорой на бланк самооценки портфолио.

На заключительном этапе подводятся результаты работы в проекте. В качестве итогового продукта участники апробации разместили на онлайн доске впечатлений свои резюме с ответом на вопрос что нужно сделать, чтобы прыгнуть выше себя. В качестве рефлексии предлагается решить кроссворд, ответы на вопросы которого являются определениями ключевых позиций в работе по повышению квалификации. Анализ итоговых анкет показал, что участники освоили такие сервисы Web 2.0, как Google Docs, Canva, Padlet, Calameo, Genially, Wix, которые в дальнейшем начали применяться в реализации образовательной деятельности. По результатам анализа апробации у педагогов выделилось чёткое представление своего профессионального развития, способствующее мотивации самообразования и рефлексии своей деятельности.

Сетевой проект «Как прыгнуть выше себя?» можно использовать в условиях одного или нескольких учреждений дошкольного образования одновременно, включая в систему организационно-методической работы повышения квалификации педагогов в межкурсовой период или в условиях подготовки к аттестации на повышения квалификационной категории. Данный цифровой ресурс предоставляет возможность создания условий непрерывного профессионального повышения квалификации педагогов, что является целью целостной системы методической работы учреждения дошкольного образования. При реализации такого подхода возможно выполнить требования по достижению высокого уровня качества современного дошкольного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/rc2ni. – Дата доступа: 21.06.2022.
  2. Г.О. Ганченко. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального образования / Г.О. Ганченко // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 4.
  3. Л.В. Воробьёва, Н.П. Макарова. Сетевые образовательные проекты как перспективное направление современного дизайн-образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/rbyDq. – Дата доступа: 21.06.2022.

  KOZLOVSKAYA SVETLANA MIKHAILOVNA

Manager

Public institution of education "Nursery-kindergarten No. 36 of Novopolotsk"

Novopolotsk, Vitebsk region, Republic of Belarus

NETWORK PROJECT AS A MEANS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL TEACHERS

This article describes the experience of working on a network project "How to jump above yourself?" The effectiveness of the use of project methods in the system of professional training of educators of preschool educational institutions has been revealed. The results of the approbation of the project "How to jump above yourself?" are described.

Key words: teacher; self-education; professional competence; network interaction; network project.

свернуть

Статья. МОТИВАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья вошла в сборник материалов IV Международного научно-практического семинара «Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития образовательной сферы» 22 апреля 2021 г.–
развернуть

Смотреть сборник

КОЗЛОВСКАЯ СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА,

заведующий ГУО «Ясли-сад №36 г.Новополоцка»,

г. Новополоцк, Республика Беларусь

МОТИВАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная работа посвящена вопросам значения мотивации педагогов в организации инновационной деятельности. Рассмотрен вопрос внедрения модели мотивации, основанной на психотипе личности.

Ключевые слова: мотивация; мотив; психотип; инновационная деятельность.

Высокая мотивация персонала является основным условием успеха всей организации. В учреждении образования мотивация играет немаловажную роль, так как правильное проведение политики мотивации деятельности педагогов обеспечивает, как минимум, улучшение качества их профессиональной деятельности.

Известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций и, в конечном счете, повышать качество образования.

Многие руководители задаются вопросом: как вовлечь педагога в инновационную деятельность? Чаще всего применяются методы материальной и нематериальной мотивации. Однако, согласно опыту, они оказываются неэффективными или эффективность их не имеет устойчивых результатов. В чем же проблема? Проблема в том, что «классические» инструменты мотивации, как правило, оказываются поверхностными и никак не затрагивают личность педагога, не учитывают его потребностей, желаний и характера. Более того, система мотивации в компании не может быть универсальной для всех сотрудников [3].

Для успешной реализации инновационной деятельности в учреждении дошкольного образования необходимо было создать продуктивную систему мотивации работников, разработать такие управленческие механизмы, которые бы вызывали желание у педагогов использования в работе современные цифровые технологии.

Для того, чтобы педагог использовал цифровые ресурсы, он должен быть заинтересован в своём профессиональном развитии или, говоря иначе, мотивирован. Поэтому задачей для руководителя стало формирование мотивационного механизма, позволяющего эффективно использовать в работе потенциал педагогов с учётом глубинных параметров мотивации и разработать наиболее подходящую модель, способную объединить коллектив и направить его на достижение управленческой цели [4].

Мотивационный механизм рассматривался как процесс активизации мотивов работников и создания стимулов для их побуждения к эффективной деятельности. С этой целью был выбран метод мотивации, учитывающий психотип и ценности педагога, активно используемый с 80-х годов ХХ века. Знание основных характеристик личности индивида должно оказаться полезным для влияния на него и управления его развитием. Мотивация по типу темперамента не случайно набирает всё большую популярность. Такой способ стимулирования учитывает индивидуальные особенности, следовательно, даст руководителю возможность использовать наиболее эффективные виды мотивации для повышения качества педагогической деятельности.

Для внедрения модели мотивации педагогов использовались методы опроса и анкетирования, диагностического интервью и кейс-анализа, с целью выявления мотивационных групп со схожими профессиональными потребностями.

Мотивационные группы – это основа для выработки индивидуального подхода при разработке стратегий мотивации к профессиональной деятельности в условиях инновационной деятельности. 

Определив основные стимулы групп педагогов на первом этапе, администрация учреждения дошкольного образования распределила усилия в своей работе, ставя перед своими сотрудниками те задачи, которые им понятны, интересны и посильны.  Созданная модель мотивации учитывает темперамент педагогов, принципы и факторы, создающие предпосылки для побуждения каждого к повышению квалификации.  В данной модели мотивации для каждого типа темперамента был разработан алгоритм взаимодействия. В основе модели, были заложены идеи отслеживания динамики индивидуального роста педагогов в развитии профессионального мастерства.

Задачи последующего этапа включали разработку стратегий управления деятельностью педагогов, направлений повышения мотивации их профессиональной деятельности, определение эффективности организационно-управленческих условий мотивации педагогов. Цель внедрения данной модели может быть сформулирована следующим образом: содействие индивидуальному личностному прогрессу педагога с учетом его темперамента в условиях реализации инновационного проекта.

В результате, специальные праксиологические стратегии управления поведением педагогов   позволили получить благоприятный результат.

Профессиональные достижений педагогов существенно возросли, так как положительная динамика результатов в профессиональной деятельности, наряду с успешным владением электронным ресурсом позволяют педагогам успешно функционировать и реализовывать себя в современном интернет-сообществе. Так, многие педагоги учреждения дошкольного образования стали участниками Международного дистанционного образовательного марафона «Купаловские проекты». Данное мероприятие направлено на обучение педагогических работников технологиям создания учебных сетевых проектов и веб-квестов. К участию были приглашены ИКТ-активные педагоги из Беларуси, России, стран СНГ и других государств, заинтересованные в разработке и проведении качественных учебных проектов для дошкольников, учащихся, педагогов и студентов на основе современных сервисов Web 2.0.

Таким образом, факторы мотивации способствуют признанию и одобрению инновационных проектов, личностному развитию; созданию безопасных и комфортных условий для работы, определению значимости деятельности; справедливо оценивать результаты своей педагогической деятельности; обеспечивать благоприятный социально-психологический климат, ориентировать педагогов на вовлечение в поиск идей повышения квалификации и результативности профессиональной деятельности.

В заключение необходимо обозначить, что путь к результативному управлению инновационными процессами лежит через понимание его мотивации. Только понимая, что движет педагогическим коллективом, что воодушевляет его к деяниям, какие аргументы лежат в базе его действия, возможно сформировать успешную концепцию конфигураций и способов управления инновационной деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. — Минск: Современная школа, 2010. - 635с.
  2. Дейнека А.В. Современные тенденции в управлении персоналом : учебное пособие / Дейнека А.В., Жуков Б.М.. — Москва : Академия Естествознания, Южный институт менеджмента, 2009. — 403 c.
  3. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: Уникальные исследования XXI века понятие и значение мотивации персонала. К.И.Юрова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/ej8Ux. – Дата доступа: 31.03.2022.
  4. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: Управленческие модели мотивации в период модернизации персонала Е.А.Кузнецова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/ejBM8. – Дата доступа: 31.03.2022.
  5. Чеха В.В. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы / В.В. Чеха.-// Вести образования. – 2009.-№8. - С.18.

 

 

свернуть

Статья. НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья вошла в сборника материалов IV Международной  научно-практической конференции  «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы», которая состоялась 4 ноября 2021 г.:
развернуть

 

Смотреть сборник

УДК 371

ББК 74.204

КОЗЛОВСКАЯ СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА

Заведующий

Государственное учреждение образования «Ясли-сад №36 г. Новополоцка»

г. Новополоцк, Витебская область, Республика Беларусь

НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматриваются аспекты деятельности для реализации инновации в учреждении дошкольного образования. Выделены направления для развития компетенций и самореализации педагогов дошкольного образования.

Ключевые слова: педагог; образование; самообразование; профессиональная компетентность; информационная культура; электронный ресурс.

 

Сегодня мировое сообщество вступило в эпоху нарастающих изменений во всех сферах жизнедеятельности человека. Общество предъявляет новые требования к педагогу: профессионализм, мобильность, способность к творческой переработке возрастающего потока информации.

В современных условиях модернизации образования, для решения новых задач, обозначенных государством, нужен педагог, занимающийся самообразованием, постоянно экспериментирующий, применяющий в обучении инновационные технологии.

В образовательной среде возрастают требования к качеству дошкольного образования. Востребован воспитатель дошкольного образования творческий, компетентный, способный мобилизовать свой личностный потенциал. Все большее значение приобретают не только профессиональные знания и умения, хотя без них не может идти речь о профессионализме, но и личностные качества. От педагога требуется осмысление широкого спектра социальных, психологических, физиологических и других проблем, сопряженных с образованием, а также тех требований, которые в настоящее время предъявляются к образованию, в частности необходимость достижения нового, современного качества образования.

Реализация инновационного проекта по внедрению комплекса цифровых ресурсов непрерывного профессионального развития воспитателей дошкольного образования, определила новую ориентацию педагогов нашего учреждения дошкольного образования на вариативность реализации инновационной модели, с использованием передовых информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности.

Современная коммуникация обеспечила доступность и наглядность восприятия материала в интернете. Электронный ресурс позволяет педагогам свободно ориентироваться в информационном пространстве, осуществлять поиск, хранить и использовать информацию, уметь работать с разными электронными сервисами [1]. Более того, информационная грамотность предоставляет отличную возможность дистанционного сотрудничества группе педагогов, объединённых общими интересами и увлечениями, целенаправленно ведет их к качественному и эффективному образованию.

Инструментом для организации групповой деятельности были использованы сервисы Google, предоставляющие возможность совместной работы с текстовыми документами, презентациями, сайтами, разработкой анкет и текстов с последующим анализом результатов. Общение между педагогами в созданных группах оперативное, информационное, демонстративное. Таким образом, появляется новая компетенция – умение передавать знания при вербальном асинхронном общении при взаимодействии групп. Здесь имеет значение многое – не только «что» пишет педагог в форум, но и «как» пишет, насколько грамотно строит фразы, следуя сетевому этикету, оперативно и полно отвечает на вопросы, насколько сильно аргументирует свою точку зрения.

Для самооценки компетенций педагогов пользовались экспресс опросом «Маршрут развития» (Н.К.Конопатова), который реализован на платформе Moodle. Методика помогает педагогу в самоанализе своей деятельности и в управлении своим профессиональным развитии, выявить профессиональные дефициты, потенциал и на этой основе в дальнейшем реализовывать свой образовательный маршрут в системе повышения квалификации, а также отслеживать качественные показатели преобразования. Возможности Moodle позволяют определить педагогам рекомендации по развитию компетенций, сравнить результаты. Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию [2].

Среди педагогов нашего дошкольного учреждения популярность приобретает ведение интернет-страничек «Мой профайл», это электронный продукт, созданный инновационной группой педагогов в приложении Google Sites. Структура электронного продукта «Мой профайл» имеет несколько страниц, на которых размещается личная информация о педагоге, а также план самообразования и его реализация, а также качественные результаты и достижения в работе. Педагоги, ведущие интернет-файлы, – это люди, которые могут найти язык с технически развитым поколением, идущие в ногу с временем, успевающие за стремительно развивающемся обществом.

Заинтересовываем педагогов в работе по раскрытию и развитию талантов. Участие в фестивалях, конкурсах, проектах, ориентированных на творческое развитие, благодаря которому снижается профессиональная усталость. Растет активность их творческой самореализации. Доказательство тому – рост численности педагогов победителей городских, областных, республиканских конкурсов, увеличение количество творческих проектов в учреждении дошкольного образования.

Использование сервиса Google Диск облако позволяет сохранять и обрабатывать, пересылать и обменивать документы, видео-презентации.

Для организации синхронного взаимодействия используем чаты, видеоконференции, вебинары. При оценке конкурсных презентаций педагогов активно использовали скайп-трансляции (онлайн-взаимодействие).

Мentimeter.com –   простой и доступный инструмент голосования при подведении итогов конкурсов, обеспечивающий мгновенную связь с аудиторией. Благодаря приложению итоги подводим в режиме реального времени. Удобен в проведении опроса педагогов, поскольку он доступен на мобильных устройствах и в электронной среде.

Опыт участия в дистанционных учебных мероприятиях, в том числе в роли обучающегося, является одним из факторов развития информационно коммуникационной компетентности педагога. Это дает возможность получить навыки работы с необходимым аппаратным и программным обеспечением, приобрести опыт сетевой коммуникации, «изнутри» наблюдать процесс сетевой передачи знаний, как явных, так и неявных, освоить методы и приемы сетевого педагогического взаимодействия.

Можем с уверенностью сказать, что сетевая организация методической работы позволяет расширить возможности для повышения профессиональной компетентности педагогов, обеспечив информационную, методическую поддержку претендентам различных конкурсов, проводимых в учреждении дошкольного образования.

Возможность электронного ресурса педагоги используют для саморазвития, профессионального роста, совершенствования творческого потенциала.

Таким образом, основным направлением инновационного развития непрерывного образования выступает, на наш взгляд, развитие информационной культуры педагога, как предпосылки для обеспечения образования и, в том числе, самообразования. Сетевое методическое взаимодействие является условием поддержания непрерывности педагогического образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гущин, А.В. Информационно-коммуникационная культура педагога как ведущий аспект перехода педагогического образования в новое качественное состояние [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34578/ – Дата доступа: 27.09.2021.
  2. Болта Г.Н. Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/417088/ – Дата доступа: 27.09.2021.
  3. Система дистанционного обучения ГУО «Академия последипломного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://do.academy.edu.by – Дата доступа: 24.09.2021.
  4. Горовая, В., С.Тарасова Педагогическая деятельность как категория педагогики: основные проблемы и направления исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://surl.li/ahplc – Дата доступа: 24.09.2021.
  5. Елтунова И. Б. Модель системы оценки профессиональных компетенций // Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17261 – Дата доступа: 24.09.2021.

KOZLOVSKAYA SVETLANA MIKHAILOVNA

Manager

Public institution of education "Nursery-kindergarten No. 36 of Novopolotsk"

Novopolotsk, Vitebsk region, Republic of Belarus

DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF LIFELONG PEDAGOGICAL EDUCATION

This article examines the aspects of activities for the implementation of innovation in the institution of preschool education. The directions for the development of competencies and self-realization of preschool teachers are highlighted.

Key words: teacher; education; self-education; professional competence; information culture; electronic resource.

 

свернуть