Объявление

Республиканская пожарно-профилактическая акция «За безопасность вместе»

16.10.2023

С наступлением осенне-зимнего периода возрастают риски возникновения чрезвычайных ситуаций. В первую очередь это связано с более интенсивной эксплуатацией печей, электрических сетей и оборудования, увеличением продолжительности пребывания граждан в жилье. 

По статистике 67% пожаров с гибелью людей ежегодно происходит в период с октября по март. При этом пик роста приходится на декабрь – январь. Преобладающей причиной гибели людей от пожаров является незнание либо пренебрежение гражданами мерами безопасности, так называемый человеческий фактор – беспечные, неосторожные действия граждан.

В целях повышения уровня безопасности населения Министерством по чрезвычайным ситуациям в период с 16 октября по 1 ноября 2023 года организовано проведение республиканской пожарно-профилактической акции по предупреждению пожаров и гибели людей от них в жилищном фонде в осенне-зимний период «За безопасность вместе».

К акции присоединились Министерство внутренних дел, Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования, Министерство информации, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения и Министерство энергетики, Белорусское добровольное пожарное общество.

Акцент при проведении акции сделан на информировании населения о необходимости соблюдения требований безопасности при эксплуатации печного отопления, электрооборудования, установке автономных пожарных извещателей (АПИ). В целях обеспечения безопасных условий проживания одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов, многодетных семей проводится обследование домовладений на предмет выявления нарушений правил пожарной безопасности и оказывается помощь в их устранении. Как правило, такие мероприятия включают ремонт отопительного оборудования и электрических сетей, установку АПИ.

Также в рамках акции в качестве консультативной помощи мы предлагаем гражданам обратиться в территориальный органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям для проведения обследования противопожарного состояния жилья.

Приглашаем принять участие в акции всех граждан!

Посмотреть об акции

Проверьте на работоспособность автономные пожарные извещатели, в случаи их отсутствия установите в жилых помещениях домовладения (квартиры). В период отопительного сезона контролируйте исправность отопительного оборудования в своих домовладениях, электрической проводки.

Не забывайте о родных и близких, живущих в деревнях. Навестите престарелых родителей. Проверьте, как подготовились к отопительному сезону они.

Помните, что в соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в жилых домах, принадлежащих гражданам на праве частной собственности, возложена на их собственников.

свернуть

Анонс фильма "На другом берегу"

В июне 2023 года вышел дебютный трейлер проекта «На другом берегу», посвященного жизни населения Западной Беларуси, присоединенной Рижским мирным договором к Польше в 1921 году. В сентябре Беларусьфильм представит зрителям новую кинокартину. Премьера фильма состоится уже 17 сентября в День народного единства в кинотеатрах страны.

ействия киноленты разворачиваются в 1925 году у границы Западной Беларуси и БССР. Главный герой Павел живет там вместе со своей матерью. Юноша наблюдает, как польская власть стремится ассимилировать белорусов, искоренить язык, культуру и веру. Через историю главного героя зрителю предстоит увидеть становление личности в экстремальных условиях жесткого подавления любых попыток сохранить национальную идентичность.

Создатели проекта рассчитывают на широкий зрительский отклик после премьеры фильма, ведь «На другом берегу» - это динамичная и современная картина о самом главном.

Национальная киностудия «Беларусьфильм» представила дебютный трейлер главной картины года.

свернуть

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

22.03.2023

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (WorldAutismAwarenessDay) установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помогать людям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни.

   Согласно принятой в РБ Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм – это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности. По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств (от англ. pervasive – проникающий, распространяющийся повсюду), то есть охватывающих все области психики.

   Кроме диагноза детский аутизм, особое внимание уделяется  расстройствам аутического спектра, то есть расстройствам, объединяющим все варианты схожих состояний, при которых отмечаются более мягко выраженные признаки и симптомы.

   Сочетание высокой частоты встречаемости с разнообразием клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, сложностью коррекционной работы делают РАС не только сугубо медицинской, но и серьезной социальной проблемой.

   Тема аутистических расстройств изучается в настоящее время очень и очень подробно, но, тем не менее, остается достаточно много нерешённых вопросов.

   Что на сегодняшний момент мы знаем про аутизм:

    До настоящего времени нет единой концепции относительно причин возникновения РАС. Известно, что в этиологии и патогенезе данного расстройства важную роль играют генетические и биологические факторы (в том числе органическое поражение головного мозга вследствие хромосомных или метаболических нарушений).

   Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.

  Аутизм - это не один какой-то симптом, а это целый комплекс симптомов, которые взаимосвязаны друг с другом и для установления диагноза все симптомы должны быть в наличии.

  Аутизм - это спектральное расстройство. Спектр означает многообразие проявлений заболевания – от лёгких, хорошо поддающихся коррекции случаев, до самых тяжелых случаев, таких, когда речь идёт об инвалидности.

   Причины развития заболевания изучены недостаточно. Современные представления говорят о том, что аутизм-это нейробиологическое расстройство, т.е. клетки головного мозга у детей с аутизмом функционируют необычным образом. Многочисленные мировые исследования выявляют множество причин развития заболевания, а это значит, что аутизм может постучать в любую дверь, прийти в любую семью.

   Необходимо помнить, что ребёнок рождается с аутизмом, а проявления расстройства заметны в первые  три года жизни ребёнка. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности.

   На что родителям необходимо обратить внимание в раннем возрасте:

1. безразличие к голосу (отсутствие общения с матерью, интереса к людям, равнодушие к голосу и к лицу матери, отсутствие улыбки при виде человеческого лица) – эти особенности проявляются уже в первое полугодие жизни;

2. отсутствие сосредоточенного взгляда («скользящий, отсутствующий взгляд»), отсутствие указательного жеста и совместного внимания. Обычно развивающийся ребенок, начиная с возраста 9-14 месяцев, сосредоточившись на каком-либо предмете, пытается взглядом, указательным жестом, вокализацией привлечь внимание другого человека к этому же предмету;

3. наличие стереотипных движений руками и пальцами;

4. отсутствие игры «понарошку», в которой предметы используются так, как если бы они имели другие свойства или другие характеристики. Такая игра в норме появляется в возрасте 12-15 месяцев. Аутичные же дети манипулируют предметами, не проявляя интереса к их назначению;

5. особенности речевого развития (задержка речевого развития, необычная речь).

   Пока ребенок еще очень мал, все вышеперечисленные разрозненные особенности воспринимаются как временные или незначительные – "все пройдет, образуется". Но на 2-м, чаще на 3-м году родители "открывают" тревожащую необычность ребенка. Чаще всего это случается, когда казавшиеся разрозненными и случайные особенности поведения сплетаются в клубок, а возраст уже не оставляет возможности надеяться на "завтра".

   Дошкольный возраст - это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь.

   К трем годам окончательно складываются и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными впечатлениями, экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия).

   Этот возраст является, возможно, самым тяжелым периодом жизни для близких таких детей. Попытки активного вмешательства взрослых в жизнь ребенка, нарушения сложившегося стереотипа жизни обычно заканчиваются драматически-фиксируется негативизм ребенка, нарастают страхи, увеличиваются частота и интенсивность агрессивных и самоагрессивных реакций, усиливаются и совершенствуются стереотипные способы аутостимуляции, закрывающие его от окружающего мира. Взрослые снова и снова переживают ощущение беспомощности, невозможности научить ребенка, успокоить его, уберечь от тяжелых переживаний. Родители в это время уже ясно понимают, что у ребенка существуют серьезные проблемы в развитии и начинают искать помощи у специалистов.

   Ошибочное суждение об аутичных детях, это представление о  том, что аутичный ребёнок не нуждается в общении, это одиночка, он сидит в углу, погруженный в свои фантазии, он живёт в своём собственном особенном мире, погружен в свои фантазии и ни в ком не нуждается. Это совсем не так. Дело не в том, что ребёнок не хочет общаться, а в том, что он не умеет общаться. В основе всего заболевания лежит проблема формирования социальных навыков, то есть проблема, связанная со сферой взаимодействия.

   Аутизм, как ни какое другое заболевание, окружен множеством мифов, налётом таинственности и необычности. И это очень мешает адекватному восприятию заболевания. Распространение информации об аутизме–это профилактика шарлатанства. Как только появляется какое-нибудь заболевание, достаточной информации о котором родители не получают и заболевание это является хроническим и длится много лет, то немедленно вокруг таких семей скапливаются различные чудо-целители, предлагающие непроверенные средства, какие-то чудесные таблетки, средства и так далее, и направляют семью по неверному пути. Правдивая информация об аутизме должна привести к тому, что семьи будут обращаться непосредственно к специалистам и двигаться достаточно тяжёлым, но правильным путём, не теряя впустую времени и денег.

   Своевременное обращение к специалистам в области охраны психического здоровья, вовремя установленный диагноз необходимы прежде всего для того, чтобы определить программу дальнейшей эффективной реабилитации ребёнка. Важно помнить тот факт, что аутизм и расстройства аутичного спектра – это несколько заболеваний со схожими симптомами и, следовательно, не может быть универсального подхода к реабилитации и единого лечения, которое помогло бы сразу всем пациентам с расстройством аутичного спектра. Из-за такой вариабельности подход к реабилитации должен быть максимально индивидуальным, а добиться этого даже для одного ребенка – большой совместный труд для целого ряда специалистов и родителей ребёнка.

   Детский аутизм - заболевание не новое, однако, сохраняющийся интерес к проблеме не случаен, он обусловлен ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости, осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и постановки диагноза аутизма и других расстройств аутистического спектра (РАС), высоким уровнем инвалидности. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет серьёзные последствия для самих детей, их семей и общества в целом.

   Ранняя диагностика заболевания, коррекция сопутствующих нарушений, индивидуальный подход по подбору основных психолого-педагогических стратегий, длительная коррекционная работа являются важнейшими составляющими для успешной социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.

 

свернуть

22 марта - День памяти жертв Хатыни

По ком звонят колокола Хатыни… 22 марта исполняется 80 лет со дня Хатынской трагедии

 Белорусская деревня Хатынь была стерта с лица земли 22 марта 1943 года. Вместе с деревней были сожжены или расстреляны 149 человек, из них 75 детей в возрасте до 16 лет. И Хатынь не одна такая… Но именно она стала символом величайшей национальной трагедии и вечной скорби.

В Беларуси в годы войны немецкие оккупанты уничтожили 2,5 млн человек. Было разрушено 209 городов и районных центров, 9200 деревень, из них 628 сожжены вместе с жителями. Нацисты провели свыше 140 карательных операций против местного населения.

В память о жертвах фашизма в 1969 году был открыт мемориальный комплекс "Хатынь". Он является особым памятным местом, которое отождествляется с судьбами тысяч уничтоженных фашистами поселений. На территории комплекса находится единственное в мире "Кладбище деревень".

свернуть

15 марта - День Конституции Республики Беларусь

14.03.2023

Конституция Республики Беларусь - Основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция определяет государственное устройство, устанавливает принципы избирательной системы, регулирует образование органов власти, закрепляет права и обязанности граждан. Высшей ценностью Конституция объявляет человека, его жизнь.

 

Конституция Беларуси была принята 15 марта 1994 года. Она впервые в истории белорусской государственности закрепила статус республики как унитарного демократического социального правового государства, установила принципы демократического строя, приоритет прав и свобод человека, главенство международного права. Кроме того, Конституцией впервые в истории страны в системе высших органов государственной власти предусмотрена должность Президента Республики Беларусь. Этот документ заложил прочный правовой фундамент независимости, реализовал стремление белорусского народа быть полноправным хозяином на родной земле. 15 марта ежегодно отмечается государственный праздник - День Конституции Республики Беларусь.

 

Конституция 1994 года действует с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года.

 

Первые изменения и дополнения в Конституцию были внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума, на который были вынесены два проекта обновленного Основного закона. За проект, предложенный Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко, проголосовали 70,5% от общего числа избирателей. За проект Верховного Совета - 7,9% от общего числа избирателей. На основании результатов референдума Конституция была принята в новой редакции. В частности, были перераспределены полномочия между Президентом, парламентом и правительством, расширены некоторые права и свободы.

 

Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом явилось изъятие из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков. За новую редакцию части первой статьи 81 Конституции высказались 79,42% граждан от общего числа внесенных в списки для голосования.

 

Третий референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию был проведён 27 февраля 2022 года по инициативе Президента Республики Беларусь. На общественное обсуждение был вынесен обновленный вариант Основного закона страны, где было предложено изменить 83 статьи, дополнить текст одной главой о Всебелорусском народном собрании и 11 новыми статьями. Изменения прежде всего затронули вопросы государственного устройства нашей страны. Так, были сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия Всебелорусского народного собрания, который стал высшим представительным органом народовластия. За принятие изменений и дополнений Конституции проголосовали 4 440 830 граждан, что составило 82,86% голосовавших.

 

 

 

свернуть

Международный день родного языка

20.02.2023

К Международному дню родного языка

К Международному дню родного языка

 


Именно с этим растением белорусский поэт Владимир Дубовка живо сравнил нашу родную страну.

21 февраля во всех странах мира традиционно отмечают Международный день родного языка. Предлагаем вспомнить, как тема родного языка отозвалась в творчестве разных белорусскоязычных авторов.

В первую очередь хочется вспомнить строки знаменитого мастера белорусского слова, основателя литобъединения «Маладняк» Владимира Дубовки:

Родная мова, цудоўная мова!
Ты нашых думак уток і аснова!
Матчын дарунак ад самай калыскі,
ты самацветаў яскравая нізка.
Кожны з іх барвы дзівосныя мае,
вечным агнём зіхаціць – не згарае.
Ты мне заўсёды была дапамогай,
дзе б і якой ні хадзіў я дарогай...

Uladzimir-Dubouka.jpg
Владимир Дубовка. 1960-е гг. Из фондов БГАМЛИ

Стихотворение написано в 1966 году, когда поэт был уже в очень зрелом возрасте. Более подробно ознакомиться с его биографией можно в виртуальном проекте «На хвалі часу, у плыні жыцця», один из разделов которого посвящен 120-летию со дня рождения В. Дубовки.

Петрусь Бровка – еще один классик белорусской литературы, который был членом «Маладняка». В свое время он увлекся красотой белорусских слов вежливости:

У любiмай мове, роднай, наскай,
Ах, якiя словы: “Калi ласка!..”
Як звiняць яны сардэчнаю струною,
Праз усё жыццё iдуць са мною.
Трапiць госць у будзень, а цi ў свята:
– Калi ласка, калi ласка, ў хату!..
<…>
…Хлопец кажа дарагой дзяўчыне:

– Калi ласка! Будзеш гаспадыняй!..
Эх, жыццё збудуем мы прыгожа,
Ўсе з табой нягоды пераможам.

Chyrvonaja-Polachchyna.jpg
Слева направо: Степан Семашко, Павлюк Шукайло, Петрусь Бровка, Янка Видук (Скрыган). Полоцк, 1927 г.

Нельзя обойти и Змитрока Бядулю, одного из наиболее зрелых «маладняковцев». Писатель знал не менее 8 (!) разных языков (иврит, идиш, белорусский, польский, русский, немецкий, литовский, латинский). Отметим, что для своего творчества он выбрал белорусский – язык той земли, где родился и провел большую часть жизни. Знак уважения «скрыт» и в его псевдониме: «Змитрок Бядуля» – это персонаж деревенского белорусского фольклора.

«Не саромся, беларус, гаманіць па-свойму – на роднай мове бацькоў і дзядоў сваіх. Шануй сваю мову, шануй свае песні, свае казкі, звычаі і ўсё роднае – гэта спадчына дзядоў і вялікі нацыянальны скарб. Толькі тады цябе ўсе будуць шанаваць як чалавека, калі сам сябе будзеш шанаваць – калі не адкінеш свайго нацыянальнага ўласнага багацця. А першы скарб нацыянальны – гэта родная мова». Змитрок Бядуля

Zmitrok-Biadulia.jpg
Змитрок Бядуля. Из фондов БГАМЛИ

В настоящее время в рамках вышеупомянутого проекта «На хвалі часу, у плыні жыцця» готовится новый виртуальный раздел, посвященный 135-летию со дня рождения писателя. А пока приглашаем посмотреть видеозапись научно-практического семинара «Шляхамі маладнякоўцаў» и узнать больше о жизни и творческом наследии Змитрока Бядули и результатах двухлетней деятельности проекта.

В день родного языка уместно вспомнить библейскую легенду о Вавилонской башне: в ней описано появление у разных народов разных языков. Поэт и драматург Кондрат Крапива (также член объединения «Маладняк») в 1926 году составил «вольный перевод» Священного Писания. В главе «Вавілонскі метад» автор в характерной для себя сатирической манере передает процесс строительства башни:

Так заложна, так упарта
Працавалі ўсе дзядзькі.
Бог спужаўся не на жарты
І... змяшаў іх “языки”.
Гвалт падняўся, як у сойме,
Кожны гердае па-свойму,
Кожны мае свае словы,
А народу ж колькі тысяч!
Вось калі там пачаліся
І замежныя ўсе мовы.
Доўга людзі балбаталі –
Згаварыцца не маглі;
Рассяляцца тады сталі
Па абшары ўсёй зямлі.

Восславили родной язык и другие белорусские литераторы. Вот несколько цитат из их стихов:

І  з гора, і з радасці, і з усяго
таго, што лягло назаўсёды ў аснову
Святыні народа, бяссмерця яго, –
Ты выткана, дзіўная родная мова.
Максим Танк

Як ты дорага мне, мая родная мова!
Мілагучнае, звонкае, спеўнае слова!
Ты калісьці з калыскі мяне падымала
І вучыла ў бацькоў на руках гаварыць.
У жыцці маім слова найпершае “мама”
І цяпер для мяне сама міла гучыць.
Нил Гилевич

Ільняная і жытнёвая. Сялянская.
Баравая ў казачнай красе.
Старажытная. Ты самая славянская.
Светлая, як травы у расе.
Вобразная, вольная, пявучая,
Мова беларуская мая!
Пимен Панченко

Lidzija-Polazava.jpg
Л. В. Полозова (1956–2016)

Наряду со знаменитыми классиками хочется вспомнить менее известную, но достойную внимания поэтессу Лидию Полозову. Местом ее основной работы была Центральная библиотека им. В. Маяковского г. Новополоцка, там она возглавляла сектор искусств. Лидия Васильевна не расставалась с искусством и в свободное время: была членом творческого коллектива «Крылы», писала и печатала собственные стихи. Вот какие поэтические строки она посвятила белорусскому языку:

Родная мова

Вы паслухайце родную мову:
Жаўруковаю песняй звініць...
Колькі фарбаў, адценняў у слове!
Як пявуча ліецца-гучыць!
Васількамі, рамонкамі шэпча
У квяцістых, раздольных лугах.
Гулкім рэхам гамоніць у зарэччы,
Салаўінаю трэллю ў гаях.
То шчымліва, журботна галосіць,
То вясёлкай над борам плыве.
Так у госці ласкава запросіць,
Так бяседу гасцінна вядзе!
Хай жа іскрыцца сонцам вясеннім,
Спелым коласам нівы шуміць,
У карагодзе кружыць вясельным.
Веру, мова мая – будзе жыць!
Мілагучная і ласкавая,
Не згубілася ў цемры вякоў.
Мой святы пасаг, мая спадчына –
Мова родная, мова бацькоў!

Источник: Национальная библиотека Беларуси

К Международному дню родного языка (nlb.by)

свернуть

Приглашаем на праздник

08.02.2023

Все защитники страны
Быть отважными должны!

Приближаясь к концу последнего, зимнего месяца наше учреждение готовится к замечательному , спортивному, патриотическому празднику, посвященному дню защитника отечества.

Будут танцы , будут песни
Поздравлять защитников мы будем вместе !
Будем бегать и играть
Праздник весело встречать !

Приглашаем всех законных представителей воспитанников

20.02
группа 12 в 15.30
Группа 16 - 16.30

21.02
Группа 11 в 15.30
Группа 13 в 16.30

22.02
Группа 7 - 10.00
Группа 15 - 16.00

23.02
Группа 10 - 16.00

🤸Праздник будет проходить на 3 этаже в спортивном зале 304🤸

свернуть