Охрана труда

Нормативные правовые акты по охране труда

Организация работы по охране труда, профилактике производственного травматизма и несчастных случаев во время образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

Современные учреждения дошкольного образования представляют собой сложную систему, компонентами которой, в первую очередь, являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий работников.

Учреждение дошкольного образования — это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных им детей.

От руководителя учреждения образования требуется создание не только здоровых и комфортных условий труда и образовательного процесса, но и обеспечение их безопасности.

Руководитель обязан обеспечить системный подход к управлению охраной труда, предусмотрев осуществление корректирующих мероприятий по снижению производственных опасностей и рисков травмирования работников; не допустить к работе, отстранить от нее в соответствующий день работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, а также не использующего средства индивидуальной защиты, не прошедшего медицинский осмотр, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Охрана труда в  ГУО «Детский сад № 36 г.Новополоцка» - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровья работников и воспитанников в процессе трудовой деятельности и образовательного процесса, включающий нормативно-правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия.

Организация охраны труда в дошкольном учреждении регламентируется основными нормативными документами.

При приёме на работу работники знакомятся с должностными обязанностями по Охране труда,  с ними своевременно проводится вводный инструктаж, который регистрируется в журналах регистрации вводного инструктажа по охране труда.  В соответствии с законодательством вводный инструктаж проводится и с работниками подрядных организаций, работающих на территории учреждения дошкольного образования.

Для проведения первичного и повторного инструктажей по охране труда  с работниками в соответствии с перечнем инструкций разработаны инструкции по охране труда.  

Инструкции зарегистрированы в журнале регистрации инструкций по охране труда.  В соответствии с перечнем работ с повышенной опасностью правильно определены сроки их проверки.

Инструкции по охране труда выдаются работникам с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.

В ГУО " Детский сад № 36 г. Новополоцка" с работниками своевременно и правильно проводятся инструктажи по охране труда, в том числе, целевые и внеплановые,  о чем говорят соответствующие записи в журналах регистрации инструктажа по охране труда.

В учреждениях разработаны перечни работ с повышенной опасностью. В соответствии с перечнем работ с повышенной опасностью разрабатываются перечни работников, которые проходят стажировку.   Стажировка работников проводится в установленном порядке и в установленные  сроки.

Все журналы по охране труда прошнурованы, пронумерованы,  скреплены печатью учреждения и подписью заведующего.

Ежегодно работники учреждения дошкольного образования проходят своевременный периодический медицинский осмотр. Так же в обязательном порядке по индивидуальному графику все сотрудники проходят вакцинацию. На случай угрозы инфекционного заражения в учреждении дошкольного образования имеется комплект марлевых повязок на каждого сотрудника.

Важную роль в налаживании системы работы по охране труда и поддержании ее на должном уровне играет периодический контроль за соблюдением законодательства по охране труда. В учреждении дошкольного образования осуществляется ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный  контроль, ведутся соответствующие  журналы.  Осуществляют периодический контроль должностные лица и представители профсоюзных комитетов в соответствии с положением, разработанным в учреждении дошкольного образования и на основании Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства  об охране труда в организации. 

В течение года в дошкольном учреждении  проводится плановая работа по приведению учреждения в надлежащее противопожарное состояние. В саду  установлена автоматическая пожарная сигнализация, ведётся её обслуживание специализированной организацией. Сторожа обучены последовательности действий при срабатывании сигнализации. Сотрудники проинструктированы по правилам поведения при срабатывании сигнализации.

Пожарная безопасность  обеспечивается проведением организационно-технических мероприятий, обучением воспитанников и сотрудников грамотному поведению, обеспечивающему собственную безопасность и безопасность окружающих, укреплением материально-технической базы.

По вопросам профилактики пожаров  проводятся практические тренировочные занятия с воспитанниками и персоналом дошкольного учреждения  по действиям в экстренных ситуациях, беседы по предупреждению пожаров с детьми с использованием наглядных пособий, показов видеофильмов.

В учреждении дошкольного образования оформлен уголок пожарной безопасности, в группах имеются игры и дидактические материалы по пожарной безопасности. В учреждении дошкольного образования разработан и утвержден  план противопожарных мероприятий на год.

Инструкция по пожарной безопасности в учреждении дошкольного образования разработана на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности исходя из специфики пожарной опасности здания, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. На каждом этаже здания выполнены планы эвакуации в случае возникновения пожара или возникновения ЧС.

Они содержат текстовую часть, пути и направления  эвакуации, места расположения первичных средств пожаротушения и средств связи. Планы утверждены заведующим, размещены на видном месте на каждом этаже.

свернуть

Меры профилактики производственного травматизма

Меры профилактики производственного травматизма

 

Создание нанимателем безопасных условий труда, т.е. таких, при которых исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Систематический анализ причин (технических, организационных, личностных) возникновения травм на производстве, принятие незамедлительных мер по их устранению и недопущению - являются одним из важнейших условий искоренения производственного травматизма или сведения его к минимуму.

Квалифицированное проведение следующих инструктажей работников по технике безопасности:

Вводный инструктаж - должны проходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся, направленные для производственной практики. Вводный инструктаж знакомит с правилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия, основными причинами несчастных случаев и порядком оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.

Инструктаж на рабочем месте (первичный) - должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие или переведенные на другое место работы, и учащиеся, проходящие производственную практику.

Периодический (повторный) инструктаж - проводится с целью проверки знаний и умений работников применять навыки, полученные ими при вводном инструктаже и на рабочем месте. Независимо от квалификации и от стажа работы этот вид инструктажа должны проходить работники торговли и общественно питания (не реже одного раза в шесть месяцев), работники производственных предприятий (не реже одного раза в три месяца).

Внеплановый инструктаж - проводится на рабочем месте при замене оборудования, изменении технологического процесса или после несчастных случаев из-за недостаточности предыдущего инструктажа.

Текущий инструктаж - проводится после выявления нарушений правил и инструкций по технике безопасности или при выполнении работ по допуску – наряду.

Индивидуальная воспитательная работа с лицами, относящимися по субъективным причинам к потенциальным нарушителям мер безопасности.

Все эти меры помогут избежать производственного травматизма или свести его к минимуму.

Травматизм занимает ведущее место в структуре заболеваемости и является одной из основных причин первичной инвалидности и смертности взрослого населения и детей. Ежегодно в Республике Беларусь травмируется около 800 тысяч человек, из них около 120 тысяч - дети.  В структуре травматизма, по данным РНПЦ травматологии и ортопедии, преобладают: бытовые травмы – 56, 1%, уличные - 17,5%, детские – 16,5%, спортивные – 6,8%, производственные – 1,3%, дорожно – транспортные – 1,8%. И хотя в структуре травм производственные на первый взгляд не самые масштабные, но они охватывают около 10,5 тысяч наиболее дееспособной части населения и наносят большой материальный, физический и моральный урон.

Что же такое производственная травма?

Производственная травма – это внезапное повреждение, возникающее при выполнении работы или нахождения на предприятиях (учреждениях),влекущее за собой нарушение целостности тканей, правильного функционирования отдельных органов и потерю трудоспособности на какое-то время.

Повторение несчастных случаев, связанных с производством, называется травматизмом.

Виды производственных травм (несчастных случаев)

Несчастные случаи делятся:

По количеству пострадавших:

  • - одиночные (пострадал один человек);
  • - групповые (пострадало одновременно два и более человека);

По тяжести:

  • легкие (уколы, царапины, ссадины);
  • тяжелые (переломы костей, сотрясение мозга);
  • с летальным исходом (пострадавший умирает)

В зависимости от обстоятельств:

  • - связанные с производством;
  • - не связанные с производством, но связанные с работой;
  • - несчастные случаи в быту.

Несчастные случаи, не связанные с производством, могут быть отнесены к несчастным случаям, связанным с работой или к несчастным случаям в быту. Несчастный случай признается связанным с работой, если он произошел при выполнении каких – либо действий в интересах предприятия за его пределами (в пути на работу или с работы), при выполнении государственных или общественных обязанностей, при выполнении долга гражданина РБ по спасению человеческой жизни и т.п.

По причинам вызвавшим травмы: механические, термические, электрические, химические.

По характеру: раны, ушибы, переломы костей, вывихи, ожоги термические и химические, попадание инородных тел в глаза.

Многие из вышеперечисленных видов травм связаны с образованием открытой раны, через которую могут попадать разные инфекции и вызывать воспалительный процесс, вплоть до нагноения. Гнойничковые заболевания являются наиболее частой формой осложнения травм. Особенно это относится к небольшим травмам, то есть микротравмам (царапинам, ссадинам, небольшим порезам, уколам и т.п.), когда пострадавшие не уделяют им серьезного внимания и не обращаются за медицинской помощью. Продолжая работать с открытой ранкой, рабочие загрязняют ее, способствуя более быстрому и интенсивному инфицированию.

Причины производственных травм

Причины возникновения производственных травм условно можно разделить на три категории:

  • Технические - в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточности освещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств и т.п. Последнее относится, прежде всего, ко всем вращающимся и движущимся узлам и агрегатам оборудования, а также к частям оборудования, находящегося под током (клеммам, рубильникам, малоизолированным проводам и т.п.), емкостям с сильнодействующими веществами, горячим поверхностям т.д.
  • Организационные – несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников. Низкая организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом и др.
  • Личностные - (человеческий фактор) – особенности характера и наклонностей работающего, его отношение к собственному здоровью и строгому выполнению всех мер безопасности на производстве.

Все вышеперечисленные причины являются как бы общими, порождающими травматизм. Непосредственными же факторами травмирования наиболее часто являются: падение рабочего с высоты, падение тяжестей, отлетание деталей, осколков или инструментом, попадание рукой или другим частям тела в механизмы или другое движущееся оборудование, удары инструментов по руке, ноге или другими частями тела, попадание в глаза пыли, мелких осколков и т.п., отлетание горячих искр, соприкосновение с горячими поверхностями или жидкостями, проводниками, находящимися под током, едкими жидкостями и другими веществами.

Оказание медицинской помощи при производственной травме

Зависит от тяжести полученной травмы и состояния травмированного. Действия очевидцев производственной травмы можно разделить условно на три основных этапа.

Первый этап – помощь на месте происшествия, которая может быть оказана медработниками ( например фельдшером здравпункта, если травма произошла на территории предприятия) или людьми, не имеющими специальной медицинской подготовки, в том числе и самим пострадавшим.

Второй этап – транспортировка пострадавшего (при необходимости) в медицинское учреждение. Основные требования к ней – быстрота и обеспечение оптимальных условий для больного.

Третий этап – лечение больного в специализированном отделении больницы или амбулоторно-поликлинниическом учреждении.

свернуть

Положение об общественном инспекторе по охране труда

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси

25.08.2010 № 180

 (в редакции постановления Президиума Совета
Федерации профсоюзов Беларуси от 31.05.2023 № 132)

 ПОЛОЖЕНИЕ

об общественном инспекторе
по охране труда

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1. Настоящее Положение об общественном инспекторе по охране труда (далее – Положение) разработано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240

"Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами"*, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О профессиональных союзах" от 22 апреля 1992 г. № 1605-XІІ (с изменениями и дополнениями), Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З "Об охране труда" (в редакции от 18 декабря 2019 г.), иными актами законодательства, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения, а также Уставом Федерации профсоюзов.

2. Целями общественного контроля являются: создание здоровых и безопасных условий труда работающим; предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; возмещением в полном объеме вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

3. В целях осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда на каждом рабочем месте (далее – рабочее место), более полной реализации предоставленных профсоюзам прав к этой работе на общественных началах привлекаются работники профсоюзных органов, профсоюзные активисты и другие члены профсоюза, способные по своим деловым качествам осуществлять общественный контроль за созданием здоровых и безопасных условий труда (далее – общественный инспектор по охране труда).

4. Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль в формах проведения мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и в иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок (далее – контроль).

5. Общественный инспектор по охране труда осуществляет контроль самостоятельно или в составе комиссий.

 ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ, НАДЕЛЕНИЯ ПРАВАМИ, ПОЛНОМОЧИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 6. Общественный инспектор по охране труда избирается на общем собрании профсоюзной группы, собрании (конференции) цеховой организации (цехового комитета), первичной профсоюзной организации (профсоюзной организации), заседании профсоюзного комитета на срок полномочий руководящего органа и осуществляет контроль по месту работы.

Руководители профсоюзных организаций всех уровней и их заместители обладают правами общественного инспектора по охране труда на протяжении всего срока пребывания в должности, независимо от того, являются ли они штатными профсоюзными работниками.

7. Решениями руководящих органов организационных структур ФПБ, членских организаций ФПБ и их организационных структур, являющихся вышестоящими по отношению к первичным профсоюзным организациям, общественный инспектор по охране труда при необходимости может наделяться правами для осуществления контроля в организации в пределах соответствующих территорий (далее – контролируемый субъект).

8. Количество общественных инспекторов по охране труда в организации, в том числе в ее структурных подразделениях, определяется профсоюзной организацией в зависимости от конкретных условий и производственной необходимости (численности работающих, степени рассредоточенности производственных объектов, наличия вредных и опасных факторов и т.д.).

9. Список общественных инспекторов по охране труда передается контролируемому субъекту.

10. Полномочия общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля подтверждаются удостоверением по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Положению.

11. Оформление, учет и выдача удостоверения осуществляется профсоюзной организацией, выдавшей его. Каждому удостоверению присваивается порядковый номер.

Удостоверение общественного инспектора по охране труда подписывается руководителем профсоюзной организации, заверяется печатью и выдается общественному инспектору по охране труда под роспись на период наделения полномочиями общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля.

12. Членские организации ФПБ, их организационные структуры, организационные структуры ФПБ во взаимодействии с контролируемым субъектом с учетом специфики и вида выполняемых работ организовывают обучение общественных инспекторов по охране труда.

13. Обучение общественных инспекторов по охране труда проводится по примерной программе для обучения (повышения квалификации) общественных инспекторов по охране труда, утвержденной постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси.

14. В случае повторного избрания общественных инспекторов по охране труда при необходимости проводится повышение их квалификации.

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 15. Основными задачами общественного инспектора по охране труда являются:

осуществление контроля за соблюдением требований безопасности при выполнении работ (оказании услуг) работниками контролируемых субъектов;

оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;

осуществление контроля за выполнением работниками обязанностей по охране труда, изложенных в должностных и рабочих инструкциях, и требований локальных правовых актов по охране труда;

принятие мер по устранению выявленных недостатков.

16. Общественный инспектор по охране труда в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

16.1. регулярно осматривает состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;

16.2. контролирует:

соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого эксплуатируемого оборудования, приспособлений и инструмента, транспортных и грузоподъемных средств требованиям охраны труда;

работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;

своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организацию соответствующего ухода за ними (ремонт, чистка, стирка, обеспыливание и др.);

правильность и безопасность хранения, транспортировки и применения вредных, ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, источников радиоактивных излучений;

состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.), обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;

обеспечение работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, смывающими и обезвреживающими средствами;

своевременность проведения стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;

соблюдение законодательства по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, предоставления лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов, организацию водно-питьевого режима;

физическое состояние работников на рабочих местах;

16.3. участвует в:

проведении контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях
(далее – контроль за соблюдением требований по охране труда) в соответствии с локальными правовыми актами, регламентирующими осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, системой управления охраной труда (далее – СУОТ), действующей в организации и определяющей порядок осуществления контроля;

расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

подготовке и проведении организационных мероприятий по охране труда (смотры, конкурсы, рейды и др.), осуществляет контроль за оформлением стендов и уголков по охране труда;

16.4. проводит разъяснительную работу по повышению личной ответственности работающих за соблюдение ими требований, правил и инструкций по охране труда;

16.5. рассматривает обращения, поступающие к нему от членов профсоюза;

16.6. вносит предложения о рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением требований охраны труда и безопасным выполнением работ (оказанием услуг), на общем собрании профсоюзной группы, заседании цехового комитета профсоюза, профсоюзного органа первичной организации или соответствующего профсоюза;

16.7. ежеквартально отчитывается о проделанной работе в профсоюзный комитет.

ГЛАВА 4

ПРАВА ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 17. Общественный инспектор по охране труда, осуществляя свою деятельность, имеет право:

17.1. осуществлять контроль за:

соблюдением требований по охране труда;

выполнением условий коллективного договора (соглашения);

17.2. запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц контролируемого субъекта, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;

17.3. контролировать:

состояние условий и охраны труда на рабочих местах, на участках, в цехах и т.п.;

безопасность вентиляционных установок и осветительных приборов, оборудования, приспособлений и инструментов, транспортных и грузоподъемных средств;

обеспечение работающих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их применения, организацию соответствующего ухода за ними (ремонт, стирка, химчистка, обеспыливание и т.п.);

своевременность проведения инструктажей по охране труда и обучения работающих безопасным методам труда;

состояние санитарно-бытовых помещений, обеспечение работающих смывающими и обезвреживающими средствами, организацию водно-питьевого режима;

соблюдение законодательства о рабочем времени и времени отдыха, об охране труда женщин и молодежи;

17.4. обследовать состояние безопасности труда в проездах, проходах, на территориях и других местах работы;

17.5. по решению профсоюзных органов принимать участие в:

расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;

проведении представителями нанимателя контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации в соответствии с локальными правовыми актами, регламентирующими осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, системой управления охраной труда, действующей в организации и определяющей порядок осуществления контроля;

работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда;  

проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и получать информацию о ее результатах;

17.6. выдавать контролируемому субъекту обязательную для рассмотрения рекомендацию по устранению выявленных нарушений требований по охране труда, локальных правовых актов по охране труда, коллективного договора (соглашения) (далее – рекомендация), фиксировать выявленные нарушения законодательства об охране труда в журналах контроля за соблюдением требований по охране труда, в том числе в журналах, которые ведутся в электронном виде, справках, актах, протоколах и др.

17.7. рекомендовать должностным лицам контролируемого субъекта отстранять от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;

17.8. выдавать рекомендации о проведении внепланового инструктажа по охране труда и внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда работников организаций при выявлении нарушений требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;

17.9. требовать от должностных лиц контролируемого субъекта немедленного устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью –приостановления работ до устранения нарушений;

17.10. заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от контролируемого субъекта информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля, в том числе о результатах рассмотрения выданных рекомендаций по устранению выявленных нарушений требований по охране труда и выявленных нарушений законодательства об охране труда, указанных в журналах контроля;

17.11. обращаться в техническую инспекцию труда для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений;

17.12. выполнять другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями и настоящим Положением.                                                                                                                                                                                                 

ГЛАВА 5

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

 18. В своей работе общественный инспектор по охране труда руководствуется законодательством, уставами (положениями) соответствующих профессиональных союзов (объединений профсоюзов), правилами и инструкциями по охране труда, настоящим Положением, локальными правовыми актами, регламентирующими контроль за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, системой управления охраной труда, действующей в организации и определяющей порядок осуществления данного контроля.

19. Общественный инспектор по охране труда выполняет свою работу под руководством первичной профсоюзной организации, в контакте с непосредственными руководителями работ, работниками службы охраны труда организации, технической инспекцией труда ФПБ, контролирующими (надзорными) органами.

20. О выявленных нарушениях законодательства об охране труда, локальных правовых актов по охране труда, невыполнении коллективного договора (соглашения) общественный инспектор по охране труда:

ставит в известность руководителя работ или руководителя структурного подразделения и рекомендует им принять меры по устранению нарушений;

выдает рекомендацию по устранению выявленных нарушений актов законодательства, локальных правовых актов по охране труда, коллективного договора (соглашения) по форме, приведенной в приложении 2 к настоящему Положению;

фиксирует выявленные нарушения или их отсутствие путем внесения записи в журнал контроля за соблюдением требований по охране труда в организации и структурных подразделениях в соответствии с СУОТ, действующей в организации и определяющей порядок осуществления данного контроля, информирует профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации.

Результаты мониторингов, в ходе которых не выявлено нарушений актов законодательства или коллективного договора (соглашения), оформляются справкой по форме согласно приложению 5.

Вышеуказанная справка составляется руководителями профсоюзных организаций всех уровней, обладающими правами общественных инспекторов по охране труда.

21. Рекомендация (справка) составляется в двух экземплярах: один экземпляр вручается (направляется) контролируемому субъекту, другой – остается для контроля у общественного инспектора по охране труда, проводившего контроль, и подлежит рассмотрению контролируемым субъектом.

22. В целях обеспечения успешной работы общественных инспекторов по охране труда первичная профсоюзная организация:

22.1. включает в план работы вопросы по осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства об охране труда, в том числе общественными инспекторами по охране труда, создает условия для выполнения ими общественных обязанностей, организует их работу, обучение и повышение квалификации, обеспечивает нормативными документами для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

22.2. обеспечивает участие в проводимом представителями нанимателя контроле за соблюдением работниками требований по охране труда в соответствии с локальными правовыми актами, регламентирующими контроль за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, системой управления охраной труда, действующей в организации и определяющей порядок осуществления контроля, в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

22.3. обобщает положительный опыт работы общественных инспекторов по охране труда и обеспечивает его распространение, предусматривает меры морального и материального поощрения общественных инспекторов по охране труда за активную и добросовестную работу;

22.4. ежеквартально рассматривает эффективность работы общественных инспекторов по охране труда, в случае ненадлежащего исполнения обязанностей по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда либо в случаях, когда осуществление данных полномочий не представляется возможным, вправе лишить общественного инспектора по охране труда полномочий на осуществление контроля на заседании профсоюзного комитета.

23. Коллективный договор (соглашение) может предусматривать для общественных инспекторов по охране труда создание дополнительных (не ущемляющих права профсоюза) условий, способствующих осуществлению возложенных на них задач (например, привлечение общественного инспектора по охране труда к дисциплинарной ответственности или его увольнение по инициативе нанимателя только с предварительного согласия профсоюзного органа, предоставление возможности осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в рабочее время, а также ряд других льгот).

24. За воспрепятствование осуществлению контроля уполномоченные должностные лица нанимателя несут ответственность в соответствии с законодательством.

25.  Членские организации ФПБ с учетом специфики отрасли и деятельности профсоюза могут разрабатывать по согласованию с Федерацией профсоюзов Беларуси положения об общественном инспекторе по охране труда своего профсоюза на основании настоящего Положения.

Членские организации ФПБ исходя из своей специфики работы разрабатывают свои отраслевые регламенты и методические рекомендации по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда общественными инспекторами по охране труда на основании Типового регламента осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда общественными инспекторами по охране труда (далее – Типовой регламент) и Типовых методических рекомендаций по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда общественными инспекторами по охране труда (далее – Типовые методические рекомендации).

26. Типовой регламент и Типовые методические рекомендации приведены соответственно в приложениях 3 и 4 к настоящему Положению.

27. Председатели районных, городских (региональных) объединений организаций профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси, обладающие правами общественного инспектора по охране труда, представляют отчет по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда по форме согласно приложению 6.

* В тексте настоящего Положения сохранена терминология Указа Президента Республики Беларусь от

6 мая 2010 г. № 240 "Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами".

свернуть

Мониторинг общественного инспектора по Охране труда учреждения образования

Общественные инспектора по охране труда ГУО "Детский сад №36 г.Новополоцка"

Самулевич Елена Эдвардовна, член профсоюза, воспитатель дошкольного образования

Бельченко Светлана Геннадьевна, руководитель физического воспитания

Горбунцова Татьяна Анатольевна, член профсоюза, сторож

Целью общественного контроля является:

  • создание здоровых и безопасных условий труда работающим;
  • предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • контроль за возмещением в полном объеме вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, выполнением условий коллективного договора (соглашения) в формах,  не связанных с проведением проверок, а именно:

  • мониторинга – мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан;
  • участия в работе коллегиальных органов, комиссий;
  • иных формах, предусмотренных законодательством, коллективным договором (соглашениями).

Основные задачи общественного инспектора по охране труда:

  1. осуществление постоянного контроля в учреждении;
  2. выявление и предупреждение нарушений  нормативных требований охраны труда;
  3. оценка состояния условий труда работников, безопасности  производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств индивидуальной защиты работниками;
  4. выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по Охране труда;
  5. принятие мер по устранению выявленных недостатков.

Для решения поставленных задач общественный инспектор по Охране труда выполняет следующие функции:

  1. регулярно осматривает  состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;
  2.  контролирует:
  • соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого оборудования, приспособлений и инструмента, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасности;
  • работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;
  • своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
  • правильность и безопасность хранения опасных веществ и материалов;
  • состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.);
  • обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;
  • обеспечение работающих мылом, смывающими и обезвреживающими средствами, организацию водно-питьевого режима;
  • качество и своевременность проведения стажировки, инструктажей по охране труда, обучения безопасным методам труда и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • соблюдение законодательства, коллективного договора (соглашения) по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, а также своевременность и правильность выплат по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда, предоставление компенсаций по результатам аттестации рабочих мест.
  1. участвует в:
  • проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
  • расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • паспортизации санитарно-технического состояния условий и Охраны труда;
  • работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;
  • работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию оборудования, механизмов, инструментов;
  • проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • оформлении кабинетов, стендов и уголков по охране труда;
  • подготовке и проведении смотров, конкурсов, рейдов, дней Охраны труда.

 

свернуть

Об обязательном прохождении медицинского осмотра

Обеспечение безопасности труда является ключевым направлением всей системы охраны труда, включающей в себя социально-экономические, правовые, санитарно-гигиенические и иные мероприятия. Тесное взаимодействие правовых норм с медицинскими и техническими стандартами отличает институт охраны труда от иных институтов трудового права.

Согласно ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь и ст. 21 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда» для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, в целях охраны здоровья населения наниматель обязан организовать проведение медицинских осмотров работников.

Медицинские осмотры должны проходить все работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, включая совместителей. Работники, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, также должны пройти медицинский осмотр. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных  медицинских осмотров работающих (далее – Инструкция о порядке проведения медосмотров).

Медосмотры лиц, поступающих на работу, и работающих сотрудников проводятся с целью:

  • Определения пригодности к выполнению поручаемой им работы;
  • Предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • Динамического наблюдения за состоянием здоровья;
  • Своевременного выявления профессиональных и общих (непрофессиональных) заболеваний;
  • Профилактики, лечения, медицинской реабилитации лиц с выявленными заболеваниями и улучшения условий их труда.

Обязательные медицинские осмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (за исключением работников бюджетных организаций), осуществляются по договорам, заключенным нанимателем с учреждением здравоохранения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР

Предварительный медосмотр (при поступлении на работу) проводится с целью определения соответствия пригодности потенциального работника к выполнению поручаемой работы.

Для того чтобы учреждение здравоохранения произвело предварительный медицинский осмотр гражданина, наниматель выдает ему направление, в котором указываются производство, профессия, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, характер проводимых работ в соответствии с графой 2 приложений 1- 3 к Инструкции о порядке проведения медосмотров.

По результатам медицинского осмотра выдается медицинская справка о состоянии здоровья с указанием годности к работе по данной должности (профессии) в условиях воздействия факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса.

ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ МЕДОСМОТРОВ

Пункт 2 Инструкции устанавливает перечни видов работ, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров, классифицируя их в зависимости от наличия вредных и (или) опасных факторов производственной среды либо характеристики проводимых работ. В самостоятельную группу выделены работы, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Для определения наличия основания, как изменение условии труда, длительная нетрудоспособность, ухудшение состояния здоровья, угроза распространения инфекционных заболеваний, выход работника по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста В лет.

Для определения наличия оснований для прохождения обязательных медицинских осмотров необходимо руководствоваться приложениями 1-3 к Инструкции, которые содержат в себе:

  • Перечень факторов производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (далее — Перечень факторов);
  • Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (далее — Перечень работ);
  • Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.

С целью организации периодических медицинских осмотров п. 16 Инструкции закрепляет за нанимателем обязанность ежегодно составлять список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам, с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, видов работ и производственных факторов, указанных в вышеназванных перечнях работ (Приложения 1-3 к Инструкции)   Список профессий до 1 января года, в течение которого необходимо проведение запланированного периодического медосмотра, представляется в организацию здравоохранения, (которая направляет нанимателю график проведения периодических медосмотров не позднее 1 февраля этого же года. На основании списка профессий и графика проведения периодических медосмотров составляется список работников, подлежащих периодическому медосмотру. Данный список за 15 дней до начала периодического медосмотра направляется в организацию здравоохранения.

Проведение внеочередных медосмотров может быть инициировано нанимателем, работником или организацией здравоохранения только при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 23 Инструкции. В качестве примеров можно привести такие основания, как изменение условии труда, длительная нетрудоспособность, ухудшение состояния здоровья, угроза распространения инфекционных заболеваний, выход работника по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ ВЫПОЛНЯЮТСЯ В СЛЕДУЮЩИЕ СРОКИ:

  • Работники, занятые в течение 10 и более лет на работах с условиями труда, класс (степень) вредности или опасности которых установлен по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проходят периодические медосмотры 1 раз в 5 в лет;
  • Работники, занятые на работах, для выполнения которых обязательны медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний, проходят периодические медосмотры 1 раз в год;
  • Работники при выполнении работ, связанных с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, проходят периодические медосмотры в сроки, установленные в вышеназванных Перечне факторов и Перечне работ.

В случае отсутствия прямого указания на сроки проведения периодических медосмотров в Перечне факторов согласно абзацу В п. 12 Инструкции, они проводятся с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда работающих, а именно:

  • 1 раз в год — в случае отнесения условий труда к вредным третьей или четвертой степени (классы 3.3, 3.4) или опасным (класс 4);
  • 1 раз в 2 года — в случае отнесения условий труда к вредным первой или второй степени (классы 3.1, 3.2);
  • 1 раз в 3 года — в случае допустимых условий труда (класс 2).
  • Обязательные медосмотры проводятся государственными организациями здравоохранения, имеющими выданное в порядке, предусмотренном законодательством, специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид
  • Деятельности работ и услуг — экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность).
  •  

ЕСЛИ РАБОТНИК ОТКАЗЫВАЕТСЯ...

В соответствии со ст. 36 Закона о санитарно-эпидемическом благополучии населения, руководители организаций и ИП обязаны обеспечивать условия для своевременного прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров и несут ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр или признанных непригодными по состоянию здоровья к работам с вредными и неблагоприятными производственными факторами.

Действующее законодательство предусматривает ряд правовых норм в качестве механизмов реализации названной обязанности нанимателя, позволяющий применять меры воздействия к лицам, уклоняющимся от прохождения обязательных медосмотров.

В соответствии со ст. 36 Закона о санитарно-эпидемическом благополучии населения, лицо, не прошедшее обязательный медицинский осмотр, не допускается к работам и контакту с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами. Согласно ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр. За период отстранения от работы заработная плата работнику начислена не будет, за исключением случаев отсутствия в этом вины работника.

В качестве меры воздействия к работнику, отказавшемуся от прохождения обязательного медосмотра, могут быть применены и меры дисциплинарного взыскания. Поскольку отказ работника от прохождения обязательного медосмотра является дисциплинарным проступком наниматель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание в соответствии со ст. 198 ТК. Такая правовая оценка действий работника подтверждается и п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде», в соответствии с которым нарушением трудовой дисциплины является среди прочего и отказ или уклонение без уважительных причин от прохождения обязательного медосмотра.

Выбор меры дисциплинарного взыскания остается за нанимателем, при этом обязательно учитывается поведение и предшествующая работа уклоняющегося или отказавшегося от прохождения медосмотра работника, а также обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, что закреплено ч. 3 ст. 198 ТК. Кроме того, как следует из ч. 4 ст. 198 ТК, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания возможно применение и других мер, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.

До применения к работнику меры дисциплинарного взыскания, наниматель обязан истребовать от него письменное объяснение, отказ от дачи которого, не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей (ст. 199 ТК).

В соответствии с правилами ст. 199-200 ТК дисциплинарное взыскание применяется не позднее б месяцев с момента совершения и 1 месяца со дня обнаружения (без учета времени болезни работника или его пребывания в отпуске), оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя с указанием мотивов, и объявляется работнику под роспись в 5 -дневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением) постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

В качестве крайней меры дисциплинарного воздействия работник, систематически уклоняющейся от прохождения медицинских осмотров, может быть уволен.

 

свернуть

Охрана труда на официальном сайте ФПБ

Смотреть на сайте ФПБ

Охрана труда

Наниматель обязуется:

24.1. Обеспечить право и гарантии работающих на охрану труда, выполнение требований законодательства Республики Беларусь об охране труда, создание на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям безопасности.

24.2. Обеспечивать выполнение в установленные сроки Плана мероприятий по охране труда .

24.3. Выделять финансовые средства, оборудование и материалы для осуществления предусмотренных настоящим Договором, планом мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения работников.

24.4.Актуализировать информационное обеспечение по охране труда в  уголке по охране труда.

24.5. Обеспечивать прохождение работниками обязательных предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, оплату санитарно-гигиенического обучения и аттестации, предусмотренных законодательством категорий работников в соответствии с утвержденным Списком с сохранением за ними рабочего места и среднего заработка на время прохождения периодических медосмотров (Приложение № 8).

24.6. Предоставлять каждому работнику при приеме на работу и в период трудовой деятельности полную информацию о состоянии и изменении условий труда на его рабочем месте, о полагающихся льготах и компенсациях по условиям труда, установленных законодательством и Договором

Профком обязуется:

25.1. Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда.

25.2. Проводить в установленные сроки выборы общественных инспекторов по охране труда, проводить обучение профсоюзного актива по вопросам охраны труда.

25.3. Координировать деятельность общественных инспекторов по охране труда, рассматривать ежеквартально на заседаниях профсоюзного комитета отчеты о работе общественных инспекторов по охране труда.

25.4. Принимать участие в районных этапах смотров-конкурсов на лучшую организацию профсоюзами общественного контроля по охране труда и по экономии энергоресурсов, сырья и материалов.

25.5.Рассматривать вопрос о состоянии охраны труда, производственного травматизма и заболеваемости, отчеты о работе общественных инспекторов на заседании Профкома с участием представителей Нанимателя один раз в квартал.

25.6. При групповом несчастном случае, а также с тяжелым либо смертельным исходом, требующим проведения специального расследования, незамедлительно извещать районный комитет  Профсоюза с целью обеспечения участия в расследовании технического инспектора труда  Профсоюза.

25.7. В ходе участия в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отстаивать права и законные интересы застрахованных членов  Профсоюза, содействовать выявлению причин, приведших к гибели или травмам работников, добиваться принятия срочных мер по устранению.

25.8. Осуществлять постоянный контроль за своевременной выплатой возмещения вреда работникам, получившим увечье на производстве в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

25.9. Предъявлять требования о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

25.10. Проводить разъяснительную работу в коллективе по экономии всех видов ресурсов.

25.11. Обеспечивать выполнение плана мероприятий  Профсоюза по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» в редакции Указа Республики Беларусь от 12.10.2015 № 420.

свернуть

Концепция нулевого травматизма

Кампания Vision Zero формирует активную культуру профилактики производственного травматизма на основе Концепции нулевого травматизма, разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения.

Концепция нулевого травматизма применима на любом месте работы, на любом предприятии и в любой отрасли во всех регионах мира. Ее суть в 7 «золотых правилах»:

Правило №1 «Стать лидером – показать приверженность принципам»;

Правило №2 «Выявлять угрозы – контролировать риски»;

Правило №3 «Определять цели – разрабатывать программы»;

Правило №4 «Создавать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации»;

Правило №5 «Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах при работе со станками и оборудованием»;

Правило №6 «Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки»;

Правило №7 «Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия».

Соблюдение «Золотых правил» позволит снизить производственный травматизм до минимума.

Смотреть буклет

Оценка уровня выполнения "золотых правил"

свернуть