Психологическое здоровье детей зависит от родителей
Психологическое здоровье детей зависит от родителей
Психологическое здоровье зависит от многих факторов нашей жизни, поэтому и способы сохранения психологического здоровья можно разделить по группам. 1. Семейное благополучие Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты.
Дисгармония в сфере детско-родительских отношений выражается в следующем. - Эмоционально отверженный ребенок обычно страдает от навязывания родителями типа поведения с их представлением о «хороших детях». Ребенка окружают равнодушие, отсутствие контроля со стороны родителей, недостаток теплоты, ласки. При этом он приобретает хаотические знания, скудный речевой запас, у него нет духовных запросов, такой ребенок не умеет сдерживать свои чувства, часто устраивает шумные скандалы, проявляет недовольство, участвует в драках. - Излишнее внимание родителей к здоровью ребенка, его успехам может также негативно сказываться на его психоэмоциональной сфере. Часто родители присваивают ребенку роль кумира, центра семьи, и после такой переоценки ему трудно общаться со сверстниками. - Бывает наоборот: отношение родителей к ребенку чрезмерно суровое, он подвергается незаслуженным оскорблениям. Его заставляют делать множество домашней работы, и у него не остается времени, чтобы сходить в кино и почитать книгу. Дети в таких семьях вырастают робкими, нерешительными, забитыми, часто горят ненавистью к своим воспитателям. Факторами гармоничных супружеских отношений являются любовь, взаимоподдержка, уважение, терпимость друг к другу. Так, для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Для профилактики нарушения детско-родительских отношений родителям необходимо: - Вовремя справляться со своими личными проблемами и поддерживать теплые взаимоотношения в семье; - Любить детей, быть отзывчивыми к их нуждам и запросам; - Проявлять простоту и непосредственность в обращении с детьми; - Позволять детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать возникающие у них нервные напряжения; - Действовать согласовано в вопросах воспитания; - Принимать во внимание соответствующие полу и возрасту ориентации и увлечения детей. Таким образом, видно, что для психологического здоровья ребенка важны взаимоотношения между родителями и ребенком, т.е. их эмоциональный контакт. 2. Эмоциональный контакт со взрослыми Часто в виде рекомендации для родителей звучит фраза "уделяйте больше внимания, любви и заботы своему ребёнку". Что же это значит? Быть внимательным к своему ребенку - это знать, о чем он мечтает, чем интересуется, как он себя чувствует в той или иной ситуации, с кем дружит, чего боится, чего хочет от Вас, от друзей, чем вообще наполнена его жизнь в промежутках между учебой и принятием пищи. Естественно, для этого необходимо проводить вместе с ребенком какое-то время "просто так": вместе гулять, играть, смотреть мультики, разговаривать, словом общаться и получать удовольствие от этого. Понятно, что современные родители, вынужденные делать все на бегу, часто не имеют возможности выкроить время для общения с ребенком "просто так", а не для какой-нибудь цели. Что же делать? На самом деле время найти можно. Когда позволяет погода, выезжайте в выходной день за город (для этого не обязательно иметь машину, а ребенку на электричке даже интереснее), хорошо бы при этом прихватить приятелей вашего ребенка. Необязательно говорить ребенку нравоучительные вещи, важнее просто быть с ним "вместе", и душой, и мыслями полностью присутствовать в общении с ним. Важно поощрять присутствие друзей ребенка в Вашем доме. Когда Вы ведете ребенка в школу или забираете из школы, это время тоже можно использовать для общения. Рассказывайте ребенку о себе: о своих мыслях, взглядах, чувствах, о своем детстве, о своих радостях и проблемах (о проблемах, конечно же, в разумных пределах и на доступном его пониманию языке). Почти в любом возрасте можно возобновить чтение на ночь или просто чтение вслух, нужно только подобрать соответствующие возрасту и интересам книги. А потом можно эти книги обсуждать. Нередко эмоциональный контакт подменяется контролем - так быстрее и проще. Что испытывает взрослый, когда его постоянно мелочно контролируют? В любом случае, это не комфортное чувство. Ребенок испытывает то же самое. И от контроля хочется уйти: в собственный закрытый мир, в мир лжи, в мир, где контроль невозможен. Эмоциональный родительский контакт с ребенком - пожалуй, самое важное. Он требует сил, его не всегда легко осуществить из-за собственной усталости взрослых, но награда - доверие и понимание внутреннего мира ребенка и его проблем, о которых вы узнаете первыми и сумеете помочь. 3. Социальные отношения Общение в семье закладывает основу общения в большом обществе (друзья, учителя, знакомые). Именно родители должны научить ребенка правильному общению с окружающими, т.к. от того, как ребенок научится налаживать связи с окружающими, зависит его психологическое здоровье. Родители могут помочь ребенку: § обучиться положительному самоотношению и принятию других (т.е. сформировать адекватную самооценку по принципу "я-окей, ты-окей"); § развить рефлексивные умения (навыки понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих); § приобрести навыки разрешения конфликтов (можно учить детей через чтение и обсуждение книг, просмотр фильмов/мультфильмов, проигрывание ситуаций с куклами, обсуждение произошедших в жизни конфликтов). При этом следует натолкнуть ребенка, что самый лучший выход из конфликта – это сотрудничество. Но прежде всего Вам необходимо самим научиться относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом. 4. Самореализация От умения налаживать благоприятные социальные связи зависит успешная деятельность. А в различных видах деятельности происходит реализация потенциала развития. 5. Самооценка и самоуважение Преодоление неизбежных трудностей невозможно без хорошей самооценки и самоуважения. Лишь в этом случае ребенок может попросить помощи без ущемления своего самолюбия. Он ценит себя и окружающих и готов прийти на помощь, умеет преодолевать кризисы и "держать удар". Многие родители и сами страдают от низкой самооценки, а потому пытаются поднять ее планку у собственных детей. Потому-то порой "родитель" болезненно воспринимает школьные проблемы. Родители проецируют на детей свои несбывшиеся надежды, забывая, что ребенок – это отдельная личность со своими уникальными мечтами, желаниями и возможностями. Семья, в свою очередь, должна обеспечить поддержку. Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям: • доверие к ребенку; • уважительное отношение; • в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться; • родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей; • детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши; • меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка; • чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.); • похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия; • помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит. Можно попробовать метод воспитания радостью от собственноручно сделанной вещи. Даже если родители не очень искусны в умении мастерить, им будет намного интереснее научиться этому вместе с детьми. А уж если ученик превзойдет учителя-папу или маму… Сделать вместе много можно очень много: готовить, конструировать, ремонтировать, шить, всего и не перечислить. Обучение труду повышает самооценку, делает ребенка самостоятельным и сближает всех членов семьи. 6. Построение жизненной перспективы. Наличие жизненных целей Построение жизненной перспективы подразумевает составление жизненных планов, которые предполагают выдвижение этапных целей, разработку путей их достижения, а также рефлексию смысла реализации поставленных целей. Задача родителей заключается в помощи ребенку научиться ставить перед собой цель и достигать её. Для начала можете сделать это вместе. Если у ребенка не будет цели, у него появится ощущение скуки, а именно это часто является причиной курения, ухода в алкоголь, или виртуальную реальность. 7. Ограничение виртуальной реальности Если вы стали замечать плохой сон, сильную усталость ребенка, сократите продолжительность просмотра телевизионных передач и время проведения за компьютерными играми. Создайте комфортную среду для жизни, чтобы не искажать эмоциональное развитие: 1. Противопоставьте образам смерти и разрушения, которые несут экран и современная музыка, образы жизни и радости, т.е. свои любовь, теплоту и внимание к собственному ребёнку. Делайте это постоянно, ведь информационно-поражающий поток воздействует на сознание наших детей ежедневно и ежечасно. 2. Помните, что до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, которая изменяет психику вашего ребёнка. Только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную. 3. Не лишайте вашего ребёнка живого, полноценного и радостного детства! Компьютерная грамотность как технология настоящего и будущего должна остаться всего лишь технологией, а не средством разрушения неокрепшего и не успевшего правильно развиться детского сознания. Виртуальные миры не причинят вред вашему ребёнку только в том случае, если он уже умеет жить в мире ярких человеческих эмоций, уже развил свои реальные способности и таланты, уже познал всю палитру реальных эмоций. 4. Контролируйте информацию, которую получает через телевидение и компьютер ваш ребенок. 8. Развитие оптимизма Следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. Развитие оптимизма также подразумевает наличие у ребенка способности к самостоятельному сохранению душевного равновесия, то есть способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. По сути, здесь речь идет о развитии саморегуляции у ребенка, в частности, регуляции собственных состояний. Конечно, в развитии оптимизма велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей. 9. Пример близких Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому! То, что нам мешает слышать друг друга. · Приказы и команды. Они всегда вызывают отрицательные чувства. · Предупреждения, угрозы. (Если ты еще раз так сделаешь...) · Мораль, нравоучения, проповеди. Они вызывают скуку, а потом агрессию и чувство вины · Советы и готовые решения. ("Я бы на твоем месте...Не послушалась, вот и ...) Советы не работают, потому, что они всегда "сверху", они раздражают. · Доказательства, нотации и выводы. Вызывают борьбу и месть. Критика, выговоры, обвинения. ("Все из-за тебя... вечно ты..") · Оценочная похвала. (Не надо хвалить: "Молодец!", будет правильнее:"Я считаю тебя... Мне нравится....) · Обзывания и высмеивания (даже шутливые!). · Догадки и интерпритации. ("Небось опять... Я тебя вижу насквозь...Я же говорил(а)... · Выспрашивание и расследование. · Отшучивание или уход от разговора. Как грамотно общаться с ребенком
Самое главное правило такое: БЕЗУСЛОВНО, ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА! G Правило №1 Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!» G Правило №2 Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: - возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому! - по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. G Правило №3 Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему! G Правило №4 Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным»! G Правило №5 Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его «активно» выслушать! G Правило №6 Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания просто сообщите ему об этом в форме «Я-высказывания»! G Правило №7 Максимально удаляйте из своего общения с ребенком «12 помех» - привычных или автоматических реакций: приказы, команды; предупреждений, угрозы; мораль, нравоучения и др.! G Правило №8 Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке! G Правило №9 Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка! G Правило №10 Правила (ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но: - их не должно быть слишком много и было бы очень хорошо, что бы они были гибкими; - родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка; - правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой; - тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным! G Правило 11 Правила и последствия должны формулироваться одновременно! G Правило 12 Следует применять санкции, а не наказание! ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ! (обратите на то, как вы общаетесь между собой и как общаются люди окружающие вашего ребенка) - Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать. - А когда ребенка часто хвалят - он учится оценивать. - Если ребенку часто демонстрируют враждебность он учится драться. - Когда с ребенком обычно честны - он учится справедливости. - Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким. - Когда ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить. - А если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым. - При частом одобрении ребенка - он начинает всегда хорошо к себе относиться. - Если к ребенку часто бывают снисходительны - то он учится быть терпеливым. - Когда ребенка часто подбадривают , то он учится уверенности в себе. - Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, то он учится находить в этом мире любовь! Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка» • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы. • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение. • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом. • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины». • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам. • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным. • Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку. |